Приватизация земли закон

Президент подписал закон о приватизации земельных участков

Приватизация земли закон

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 13 августа подписал закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», принятый Законодательной палатой 26 апреля и одобренный Сенатом 3 мая.

В январе президент подписал указ о совершенствованию процессов урбанизации в стране. Документом с 1 июля была разрешена приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения юридическими и физическими лицами.

Новый закон, который регламентирует порядок приватизации земельных участков и правовой статус приватизированных участков, вступит в силу с 1 марта 2020 года.

Согласно указу президента, до 1 февраля 2020 года в Сырдарьинской области будет проводиться правовой эксперимент по апробации процедуры приватизации земельных участков.

Под приватизацией понимается отчуждение земельного участка, находящегося в публичной собственности, в собственность физических лиц — граждан Узбекистана или юридических лиц — резидентов Узбекистана.

Основные принципами приватизации земельных участков определены законность, добровольность, возмездность, единство приватизируемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, а также открытость и прозрачность.

Какие земли можно приватизировать

Объектами приватизации земельных участков, согласно закону, могут быть:

  • земельные участки, на которых расположены принадлежащие юридическим лицам на праве собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также
  • прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности;
  • земельные участки, предоставленные гражданам Узбекистана для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;
  • свободные земельные участки;
  • земельные участки, предоставленные Фонду развития урбанизации при Министерстве экономики и промышленности.

Приватизации не подлежат земельные участки:

  • расположенные на территориях, не имеющих утвержденных и опубликованных схем планировки;
  • на которых расположены месторождения полезных ископаемых, стратегические объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации (их перечень определяется согласно законодательству);
  • входящие в состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фондов, общего пользования городов и поселков (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары);
  • зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению;
  • предоставленные участникам свободных экономических и малых промышленных зон.

Иностранные граждане и юридические лица — нерезиденты Узбекистана, а также лица без гражданства не могут быть субъектами приватизации земельных участков.

Приватизация земельных участков может производиться в следующих формах:

  • выкуп юридическими и физическими лицами земельных участков, находящихся на правах постоянного пользования (владения) либо пожизненного наследуемого владения;
  • продажа земельных участков через электронный онлайн-аукцион.

Средства, поступающие от приватизации земельных участков, направляются в Фонд развития урбанизации.

Решение о приватизации

Решение о приватизации земельных участков принимают органы государственной власти на местах, которые определяют свободные участки для приватизации через онлайн-аукцион, а также участки, предоставляемые Фонду развития урбанизации.

Заявление о приватизации подается через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных госуслуг на имя хокима района (города) по месту расположения земельного участка.

Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков в течение 10 рабочих дней должна рассмотреть заявление и составить положительное или отрицательное заключение.

Заключение является основанием для принятия решения хокима о приватизации или об отказе.

Законом определен список конкретных оснований для отказа в приватизации (по другим основаниям отказ не допускается):

  • отсутствие оснований для приватизации;
  • наличие незавершенных судебных разбирательств в отношении приватизируемых участков;
  • наличие запрета или ареста, наложенного на объекты недвижимости, расположенные на приватизируемых участках;
  • наличие утвержденных генеральных планов населенных пунктов, а также актов уполномоченных государственных органов об изъятии участков для государственных и общественных нужд, строительстве инфраструктурных объектов, принятых до подачи заявления и непосредственно препятствующих приватизации;
  • обнаружение в заявлении недостоверных, противоречивых или искаженных сведений;
  • неосуществление или неполное осуществление оплаты за приватизируемый участок в установленный срок.

После получения письменного или электронного уведомления о положительном заключении комиссии плата за участок должна быть внесена в течение 10 рабочих дней. Размер платы, на котором расположены объекты недвижимости, определяется Кабинетом Министров в кратных размерах ставки земельного налога с юридических лиц и физических лиц.

При определении размера платы за приватизируемый участок Кабинет Министров вправе устанавливать дифференцированные коэффициенты в отношении отдельных категорий участков, юридических и физических лиц, в том числе освобожденных от уплаты земельного налога.

Решение о приватизации принимается в течение 3 рабочих дней после проведения оплаты за приватизируемый участок. Решение о приватизации участков не подлежит пересмотру во внесудебном порядке.

Решение об отказе в приватизации принимается в день составления отрицательного заключения и может быть обжаловано в административный суд.

Приватизация свободных участков

Свободные земельные участки определяются органами государственной власти на местах в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и территорий.

Они могут продаваться в собственность юридических и физических лиц через электронный онлайн-аукцион по согласованию с Агентством урбанизации.

Свободные участки могут быть проданы через электронный онлайн-аукцион с инвестиционными обязательствами.

Заявка на участие в онлайн-аукционе может подаваться юридическим лицом — резидентом Узбекистана — для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности, а физическим лицом — гражданином Узбекистана — для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, а также для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности.

Стоимость приватизируемого свободного участка определяется по результатам проведенного онлайн-аукциона. Стартовая цена устанавливается равной рыночной стоимости участка на момент выставления на аукцион.

Право собственности

Приватизированные земельные участки являются частной собственностью и объектами гражданского оборота. «Право частной собственности на приватизированные земельные участки неприкосновенно», — гласит закон.

Собственники приватизированных участков имеют право:

  • свободно владеть, пользоваться и распоряжаться участком по своему усмотрению и в своих интересах, в том числе использовать его в качестве предмета залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал (уставный фонд) юридического лица, предоставлять в аренду, не нарушая права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц и государства;
  • требовать устранения всяких нарушений права собственности на приватизированный земельный участок;
  • самостоятельно хозяйствовать на приватизированном участке;
  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос.

Изъятие приватизированного участка допускается только при обращении взыскания на этот участок по обязательствам собственника в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, а также в порядке национализации, реквизиции и конфискации. Закон подробно описывает каждый из таких случаев.

Источник: https://www.gazeta.uz/ru/2019/08/13/private-land/

Приватизация земли стоит много денег

Приватизация земли закон

Чтобы получить землю в собственность, придется потратить целый год

Мы продолжаем в рубрике «Справочное бюро» освещать гражданско-правовые темы, волнующие жителей Иркутской области. Специалисты отвечают на все юридические вопросы, которые интересуют наших читателей.

Для того чтобы ваш вопрос попал в эту рубрику, необходимо на адрес газеты (664009 г. Иркутск-9, ул. Советская, 109, «СМ Номер один», рубрика «Справочное бюро») или по электронной почте (shan@pressa.irk.ru или evg@pressa.irk.ru) отправить письмо с четко сформулированным вопросом.

Сегодня по многочисленным просьбам читателей мы вернемся к теме приватизации земли.

— Решая вопрос о приватизации земли, стоит помнить, что, согласно п. 1 ст.

36 Земельного кодекса РФ, граждане — собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на государственных или муниципальных землях — имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение в аренду земельных участков, на которых находятся эти объекты недвижимости, — говорит директор правового центра «Новация» Татьяна Петухова. — Исключительность данного права состоит в том, что никто другой, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение соответствующего земельного участка. Поэтому гражданин — собственник индивидуального жилого дома, отдельно стоящего капитального гаража — имеет право по своему выбору приобрести земельный участок в собственность либо в аренду.

— Есть такие случаи, когда приватизировать землю нельзя?

— В собственность земельный участок не может быть предоставлен только по основаниям, предусмотренным законом. Например, если земельный участок изъят из оборота или зарезервирован для муниципальных или государственных нужд.

Высший арбитражный суд РФ указанную норму трактуют и таким образом, что если договор аренды земельного участка был заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса РФ (то есть после 30 октября 2001 года), то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает свое право приватизации земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

— Есть правила приватизации земли?

— На территории города Иркутска и Иркутского района порядок прохождения документов при предоставлении в собственность граждан земельных участков, необходимых для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений, регламентирован специальными актами — решением думы г. Иркутска от 25 сентября 2006 г. № 004-20-280406/6 и решением Иркутской районной думы от 9 марта 2007 г. № 27-215/РД.

Согласно этим актам, для приобретения земельного участка собственник расположенного на этом участке объекта недвижимости должен обратиться в зависимости от места нахождения недвижимости в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска (Иркутск, ул. Горького, 40) или в администрацию Иркутского района (Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 17).

Если у гражданина нет кадастрового плана земельного участка, то он сначала должен подать заявление об утверждении проекта границ земельного участка.

Вместе с указанным заявлением собственник объекта недвижимости должен представить подлинники и копии следующих документов: документа, удостоверяющего личность; нотариально удостоверенную доверенность (если собственник недвижимости доверяет представлять свои интересы другому лицу); документов, подтверждающих возникновение права собственности на здание, сооружение (договор купли-продажи или дарения, свидетельство о праве на наследство, свидетельство о государственной регистрации права собственности и т. д.); при наличии документов, подтверждающих право пользования земельным участком; технического паспорта на здание. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие внесение земельного налога за все время пользования земельным участком.

Орган местного самоуправления в течение месяца с момента регистрации заявления обеспечивает подготовку проекта границ земельного участка и утверждает его своим актом.

После утверждения проекта границ отводимого земельного участка в те же органы подается заявление о предоставлении земельного участка на соответствующем праве с указанием цели, размера, местонахождения земельного участка.

Получив указанное заявление, муниципальный орган принимает решение о предоставлении земельного участка за плату или бесплатно в собственность или в аренду.

Заявитель на основании утвержденного проекта границ за счет своих средств должен обеспечить установление границ земельного участка на местности и изготовить кадастровый план земельного участка. Для этого гражданину нужно обратиться в любую землеустроительную организацию, оказывающую услуги по межеванию земельных участков.

По представлении заявителем кадастрового плана земельного участка муниципальный орган заключает с ним договор купли-продажи или договор аренды земельного участка.

После получения гражданином договора купли-продажи или договора аренды он должен зарегистрировать свое право собственности на приобретенный земельный участок или договор аренды земельного участка в органах Федеральной регистрационной службы.

Вся процедура отвода земельного участка с работами по его межеванию занимает достаточно длительный период времени, т. к. требуется много согласований документов с различными муниципальными и государственными органами, правообладателями соседних земельных участков и может длиться в среднем около года.

При этом закон требует, чтобы за приобретением права общей долевой собственности на земельный участок в муниципальные органы обращались совместно все сособственники здания или помещений в здании.

На практике реализация данного требования закона проблематична, поскольку не всегда все сособственники дома хотят и могут приобрести земельный участок в общую долевую собственность.

Особенно это актуально для предоставления земельных участков для города Иркутска, на территории которого очень много так называемых домовладений, состоящих из нескольких домов, имеющих один адрес и принадлежащих нескольким сособственникам.

— Насколько большие расходы на приватизацию земли?

— Что касается расходов, связанных с приобретением земельных участков в собственность, важно отметить, что общее правило, установленное Земельным кодексом РФ, заключается в том, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность за плату. Бесплатно земельный участок может быть предоставлен только в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, например, Федеральный закон о порядке введения в действие Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести указанные участки в собственность.

Расходы граждан при приватизации земельных участков складываются из платы за проведение землеустроительных работ по межеванию земельных участков, выкупной цены земельных участков, а также из стоимости услуг по отводу земельного участка, если этим занимаются уполномоченные на это лица, и из государственной пошлины за регистрации права.

Размер платы за проведение работ по межеванию земельных участков определяется коммерческими землеустроительными организациями, выполняющими соответствующие работы, и зависит от ряда факторов: площади земельного участка, его конфигурации и т. д. В среднем такие работы стоят от 7000—8000 руб.

Выкупная цена приобретаемого земельного участка, которая выплачивается собственником здания, строения, сооружения органу, распоряжающемуся земельными участками, рассчитывается в зависимости от установленного нормативным актом размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

При этом к стоимости земельных участков также применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования здания, строения, сооружения.

Можно сказать, что на настоящий момент выкупная цена земельных участков, на которых расположены здания, по сравнению с их рыночной стоимостью достаточно невелика.

Услуги специализированных организаций по отводу земельных участков стоят от 20 000 рублей.

— Дачная амнистия как-то отразилась на приватизации земли?

— В заключение хотелось бы отметить, что так называемый в средствах массовой информации закон о дачной амнистии упростил для граждан порядок приобретения в собственность некоторых земельных участков.

В частности, это касается участков, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса РФ, для индивидуального жилищного или гаражного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства.

Так, если у собственника объекта недвижимости имеется акт муниципального или государственного органа, свидетельство или иной документ о праве пожизненного (наследуемого) владения или праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором этот объект находится, можно зарегистрировать право собственности на земельный участок.

Если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на земельный участок, не указано право, на котором этот участок предоставлен, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок тоже считается предоставленным гражданину на праве собственности.

Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Повторю, что это касается только участков, предоставленных до 30 октября 2001 г.

для индивидуального жилищного или гаражного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства.

Единственное, что нужно будет сделать в такой ситуации, — это изготовить кадастровый план земельного участка, для чего может потребоваться проведение межевания этого участка по определению его границ на местности/

Источник: http://baik-info.ru/sm/2007/24/046001.html

Бесплатная приватизация земли в Украине в 2019 году: цены и сроки

Приватизация земли закон

Бесплатная приватизация земли в Украине

Бесплатная приватизация земельного участка позволила 9,5 миллионам украинцев стать землевладельцами. Оформление бесплатной приватизации земельных участков проводится на основании Земельного кодекса Украины (ст. 116, 118 и 121).

Бесплатная приватизация земельного участка для граждан Украины – виды земель

  • Для ведения фермерского хозяйства в размере земельной доли (пая) (от 1,1 гектара в Ивано-Франковской области до 8,8 гектара в Луганской области, в среднем по территории Украины – 4 гектара)
  • Для ведения личного крестьянского хозяйства – не более 2,0 гектара;
  • Для ведения садоводства – не более 0,12 гектара;
  • Для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 гектара, в поселках – не более 0,15 гектара, в городах – не более 0,10 гектара;
  • Для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 гектара;
  • Для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 гектара.

Один гражданин Украины вправе получить по каждому из этих видов земель по одному земельному участку. Потенциально каждый украинец на протяжении жизни может бесплатно приватизировать 6 земельных участков на площадью до 6,4 га. Однако в системе Государственного земельного кадастра отсутствует унифицированный учет оснований получения земельного участка по каждому владельцу, а также отсутствуют сведения о 3 млн сформированных земельных участков.

Бесплатная приватизация земельного участка означает, что не нужно платить ее стоимость, но не означает бесплатность процедуры ее оформления.

Стоимость официальных платежей оформления земельного участка будет колебаться в пределах 3-45 тысяч гривен  в зависимости от региона, особенностей территории, местонахождение земельного участка, его конфигурации, истории и особенностей территории, опыта землеустроителя и от участия в этом процессе соседей.

Статья по теме: Оценка земли в Киеве: определение рыночной цены на конкретном примере

Основная часть официальных платежей тратится на оплату работ землеустроителя. Закон Украины «О защите конституционных прав граждан на землю» определяет, что работы землеустроителей стоят 153 грн.

Фактически  землеустроительные организации заключают договоры о разработке проектов землеустройства в размере 153 грн, а работы по геодезии, камеральные работы и взаимодействия с органами государственной власти по дополнительному договору обходятся от 3 до 15 тысяч гривен.

По времени официальные процедуры по бесплатной приватизации земельного участка длятся до 9 месяцев. В зависимости от месторасположения участка этот срок может колебаться от 3 месяцев до 3 лет.

Как проходит бесплатная приватизация земли в Украине (схема подготовлена «Офисом эффективного регулирования» (BRDO) в рамках разработки «Зеленой книги» по дерегуляции рынка земли)

На всех перечисленных землях допускается строительство новых объектов. Даже на сельхоз землях, не запрещено строительство зданий и сооружений, необходимых для ведения сельского хозяйства. Земельные участки для садоводства используются даже для строительства индивидуальных жилых домов усадебного типа.

В крупных городах земельные участки для обслуживания и строительства усадеб, полученные путем бесплатной приватизации,  нередко выкупают для строительства многоквартирных жилых домов. Земельные участки для ведения личного хозяйства и садоводства также выкупают для строительства, но за ними необходимо провести изменение целевого назначения земельного участка

Бесплатная приватизация земельного участка (список обязательных процедур)

  1. Получение разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка;
  2. Разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка;
  3. Согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка;
  4. Государственная регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре;
  5. Утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка органом государственной власти или органом местного самоуправления (распорядителем земель государственной или коммунальной собственности).
  6. Государственная регистрация права собственности на земельный участок в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и обременений.

В качестве выводов можно отметить, что бесплатная приватизация земельного участка сложно реализуется на практике. Количество свободных земель сократилось и распорядители земель не заинтересованы передавать их без выгоды для себя или своего региона. Чем более экономически развитый регион, тем сложнее получить земельный участок в рамках бесплатной приватизации.

Статья по теме: Купить землю под дом в Киеве: продавцы готовы снижать цену

Часть граждан злоупотребляет отсутствием контроля со стороны государства и оформляют на себя несколько земельных участков по одному виду земель безвозмездно в различных регионах. Другие граждане не решаются использовать этот механизм ни разу в течение жизни.

Источник: https://100realty.ua/articles/besplatnaa-privatizacia-zemli-v-ukraine-v-2019-godu-ceny-i-sroki

Приватизация земельных участков

Приватизация земли закон

Переход земельных участков, принадлежащих государству или муниципальному образованию, в частную собственность регулируется тремя основными документами: ЗК РФ, № 178-ФЗ и № 137-ФЗ.

По нормам Закона участки земли, находящиеся под объектами недвижимости, кроме самовольных построек, должны быть приватизированы либо взяты в аренду у государства или муниципального образования. Законом предоставляется исключительное право на передачу участков в частую собственность гражданам, являющимся собственниками находящихся на этих участках строений.

П.3 ст. 28 ФЗ о приватизации не допускает отказа гражданам в выкупе земли, кроме случаев, указанных законом. Не подлежат приватизации земли, имеющие особое значение для интересов и безопасности государства. В п.8 ст.28 изложен перечень всех обстоятельств, которые препятствуют приватизации.

Сроки приватизации земельных участков

Участок земли передается в собственность решением органов исполнительной власти, которое принимается не позднее 14 дней от даты получения заявления.

Ими же самостоятельно или землеустроительной организацией по их поручению в течение 1 месяца разрабатывается и утверждается проект границ участка (кадастровый паспорт).

Договор о купле-продаже земельного участка заключается в течение одной недели со дня предоставления кадастрового плана участка. Процесс приватизации в среднем занимает 6-9 месяцев.

До выхода ЗК РФ (30.10.2001г.) земельное право предоставлялось № 122-ФЗ.

На участки, полученные до введения ЗК на праве наследуемого владения или бессрочного пользования распространяется, льготная приватизация, по которой гражданин вправе бесплатно приобрести в собственность этот участок, предоставив комплект документов в Федеральную регистрационную службу. При этом постановлений и разрешений органов госвласти не требуется. Сроки оформления не ограничены.

Стоимость и порядок приватизации земельных участков

Многих граждан РФ интересует вопрос: сколько стоит и когда заканчивается приватизация земельного участка?

Приватизация земельных участков ведется в порядке, установленном ЗК РФ, по которому каждый гражданин может приобрести бесплатно участок, находящийся у него в пользовании бессрочно или на условиях пожизненного наследования с оплатой сборов, установленных ФЗ.

Для оформления приватизации необходимы следующие документы:

граждане подают заявление на приватизацию земельного участка с просьбой предоставить право на землю с указанием размеров участка, цели его использования и местоположения. Помимо этого предоставляется удостоверяющий личность документ.

Для земельного участка под домом кроме заявления понадобится его описание с кадастровым планом, акт о предоставлении права пользования участком. При отсутствии правоустанавливающих документов для регистрации принимается выписка из похозяйственной книги (для дачных земельных участков).

Право на бесплатную приватизацию дачных (садовых) земельных участков в упрощенном порядке предоставил Закон «О дачной амнистии» (№93-ФЗ), вступивший в силу 01.09. 2006 г, сроком окончания которого является 01.03.2015 г., а значит в 2013 году приватизировать земельные участки можно бесплатно. Таким образом, бесплатная приватизация дачного (садового) участка продлена.

Следует помнить, что отказ в приватизации возможен по ряду причин, установленных действующим Законодательством РФ:

  • запрет на приватизацию данного земельного участка, если таковой установлен ФЗ РФ;
  • данный участок убран из оборота;
  • участок необходим для его дальнейшего использования государством или муниципальными органами.

Во избежание возникновения каких-либо проблем и трудностей, связанных с приватизацией земельных участков, следует обратиться за квалифицированной помощью к профессионалам.

Имущество, некогда находившееся в государственной собственности, может переходить во владение частным лицам на основании проведенной приватизации. Данный процесс не предполагает никакой оплаты операции, за исключением уп … Приватизировать квартиру с 1991 года может каждый гражданин, причем провести эти мероприятия на бесплатной основе. Процесс приватизации предполагает передачу недвижимости в собственность частных лиц от государства. Это м … Квартиры представлены объектами жилья и имущества, являющимися наиболее распространенными в крупных городах не сегодняшний день. В связи с необходимостью получить право собственности на эти территории актуальным является … Во времена СССР многие люди и семьи проживали на территории арендованного жилья, а также в квартирах, находившихся исключительно в муниципальной собственности. Но с 1991 года произошла небольшая реформа, предполагающая н … Процедура приватизации предполагает процесс, при котором осуществляется передача недвижимости посредством смены собственника. До приватизации имущество обычно принадлежит государству и муниципалитету, после приватизации …

11.08.2019 – Михаил Машутин

Приватизировала землю с разрешения и согласия на это сельского совета , но без подписей соседки . В 2017 году, участок двухконтурный , соседка требует признать договор купли продажи не действительным. Участком пользовалась 22 года , с разрешением сельсовета .Между участками проход на который наложен сервитут, имею ли я шансы выйграть в суде , в суд вызвали меня и сельский совет

Источник: http://www.gilkod.ru/article/privatizatciya/privatizatciya-zemelnyh-uchastkov.html

Эта земля будет нашей

Приватизация земли закон

С 1 июля вступает в законную силу указ Шавката Мирзиёева «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации», принятый в начале 2019 года.

И одним из главных пунктов в этом указе является введение частной собственности на землю для физических и юридических лиц.

Это уже третья кампания по передаче земли в частные руки в истории независимого Узбекистана, предыдущие две закончились ничем. Как же новый механизм сможет гарантировать право собственности?

Стратегический ресурс

Земля в Узбекистане всегда считалась стратегическим ресурсом и обладала особым юридическим статусом, который отражался в законодательстве республики.

Статья 55 Конституции гласит: «Земля и другие природные ресурсы — общенациональное богатство», а согласно Гражданскому кодексу (ст. 214) и закону «О собственности в Республике Узбекистан» (ст.

19) земля находится в республиканской собственности. За некоторыми оговорками.

Государственная собственность на землю была оправдана политическими и инфраструктурными соображениями, кроме того, когда речь шла о землях сельхозназначения, аргументом в пользу госсобственности становилось обеспечение продовольственной безопасности страны.

С другой стороны, в рыночной экономике право частной собственности на землю, находящейся под зданиями реализуемых заводов, фабрик, производственных цехов и жилых помещений, просто необходимо.

Права инвестора, которому принадлежит здание, но не земля, где расположен этот объект, оказываются «половинчатыми».

Собственник здания рискует потерять объект из-за изъятия земли — и не может использовать в полной мере свой объект в качестве залога при получении кредитов.

Первая волна приватизации: землю только под торговлю и услуги

Первая волна приватизации земельных участков в Узбекистане была инициирована в начале 1994 года: власти выставили на реализацию в частную собственность (на конкурсной основе) объекты торговли и сферы обслуживания вместе с землей, на которой они размещены. Землю могли приобрести все: граждане Узбекистана и иностранцы, физические и юридические лица.

Декларации о происхождении денег для приобретения приватизируемых объектов ни у кого не требовали.

Инвесторам были предоставлены твердые гарантии защиты частной собственности: «Всем государственным структурам и должностным лицам обеспечить беспрекословное выполнение настоящего пункта Указа, имея в виду, что любое посягательство на права частной собственности будет строго и неотвратимо пресекаться законом», — гласит пункт 3 президентского указа.

В результате в принятом позднее Земельном кодексе было отражено право собственности на земельные участки, закрепленное за юридическими и физическими лицами, участвовавшими в этой приватизации. Кроме того, в кодексе расширили круг лиц, которые могут получить право собственности на землю:

— дипломатические представительства и приравненные к ним организации — при реализации ими зданий, используемых под помещения представительств вместе с участками, на которых они размещены, а также участков для строительства зданий этих представительств;

— сотрудники дипломатического корпуса, аккредитованные в Узбекистане представители прессы, сотрудники иностранных организаций, иностранные лица, постоянно работающие на предприятиях с иностранными инвестициями, а также лица, постоянно проживающие в республике и имеющие вид на жительство, — при реализации им жилых помещений вместе с земельными участками, на которых они размещены.

Но дипломаты и иностранцы не были массовым явлением в Узбекистане, а для подавляющего большинства юридических и физических лиц получить земельный участок в собственность все еще было невозможно.

Вместо этого им предлагались четыре формы владения землей:

Фото Андрея Кудряшова, “Фергана”

— право пожизненного наследуемого владения — для граждан Узбекистана и в отношении земель, отведенных под дехканское хозяйство, индивидуальное жилищное строительство, коллективное садоводство и виноградарство;

— право постоянного владения — для предприятий и организаций в отношении земель, отведенных под сельское и лесное хозяйство (кроме фермерских и дехканских хозяйств);

— право постоянного или срочного (временного) пользования — для граждан Узбекистана, несельскохозяйственных предприятий, организаций с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, иностранных юридических и физических лиц (преимущественно для предпринимательской деятельности);

— право аренды — для субъектов предпринимательства, в том числе фермерских хозяйств.

Неудачная вторая попытка приватизации

Вторая попытка провести приватизацию земель не сельхозназначения была предпринята в 2006 году. На этот раз ограничение не касалось сфер деятельности будущих собственников, но затрагивало их гражданство: приватизировать земли под своим недвижимым имуществом могли только резиденты Республики Узбекистан.

Согласно президентскому указу с 1 января 2007 года юридические лица (резиденты) могли приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на правах собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для производственной деятельности.

А с 1 января 2008 года гражданам Узбекистана было предоставлено право приватизировать земельные участки, выделенные им для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома.

Приватизацию предполагалось провести по рыночной стоимости земель. Кабмин республики начал подготовительную работу. Однако по непонятным причинам эта приватизация так и не состоялась.

Три главных тормоза

Точно можно сказать о нескольких факторах, которые тормозили внедрение этой приватизации и существенно снижали инвестиционную привлекательность объектов.

И собственники, и не собственники земельных участков были одинаково не защищены от изъятия или отъема (с выкупом) земли для государственных и общественных нужд (ст. 37 Земельного кодекса). Статус собственника не был гарантом сохранности имущества.

Геодезические работы. Фото с сайта Gedezist.spb.ru

Расплывчатая формулировка «для государственных и общественных нужд» позволяла провести изъятие или выкуп земли (вместе с объектом, находящимся на участке) в интересах пришедшего застройщика или инвестора.

Например, участок могли забрать у одного предпринимателя и передать другому либо снести индивидуальные дома граждан, чтобы на их месте построить элитный многоэтажный дом или торговый центр и т.д.

Границы между государственными нуждами и коммерческими интересами отдельных групп были размыты.

Кроме того, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земли платили одинаковый земельный налог (раздел XII Налогового кодекса), и приобретение земельного участка в собственность не имело экономической выгоды.

Третий этап приватизации: хорошее начало?

В прошлом году правительство возобновило усилия по приватизации тех же категорий земель, что планировалось вывести из государственных активов еще в 2006 году. В чем сходство и отличия нынешней земельной реформы от предыдущей, несостоявшейся?

Как и на предыдущем этапе, право на приватизацию земли имеют только резиденты Республики Узбекистан: юридическим лицам (резидентам РУз) разрешено приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, а также прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности; физическим лицам — гражданам Узбекистана — дано право приватизировать земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома.

Однако предлагаемый на этот раз механизм приватизации в корне отличается от предыдущего.

Во-первых, земельные участки, приватизированные физическими и юридическими лицами, становятся частной собственностью, объектами гражданского оборота и неприкосновенны — защищаются государством в соответствии с Законом «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».

Во-вторых, в президентском указе от 01.08.2018 конкретно оговорены и перечислены случаи изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд:

— предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

— выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;

— обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;

Фото Андрея Кудряшова, “Фергана”

— строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;

— исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств государственного бюджета, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями президента.

Кроме того, четче оговорен механизм согласования и возмещения убытков собственникам при изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд:

— принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;

— снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием;

— убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством.

Налоги на приватизированную и неприватизированную землю станут разными. Земельный налог по неприватизированным участкам повысят, а с приватизированных будет уплачиваться налог на имущество по стимулирующим ставкам. Это должно стать экономическим стимулом выкупа земли.

Законодательство не подготовлено

По состоянию на 1 июля 2019 года подписаны и опубликованы два президентских указа, законодательно регулирующие нынешний этап приватизации земельных участков. Но существующие Земельный и Жилищный кодексы никто не отменял. Чтобы исключить разночтения между существующими нормами и новым механизмом приватизации, будет необходимо внести изменения в действующее законодательство.

Январский указ президента предусматривает разработку и принятие:

— Земельного кодекса в новой редакции;

— Закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения»;

— Жилищного кодекса в новой редакции;

— Положений о порядке приватизации, определения рыночной стоимости и границ приватизируемых земельных участков.

Из этих документов Сенат Олий мажлиса принял только закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения». К сожалению, текст этого закона еще не опубликован.

В Узбекистане сегодня официально вступил в действие новый и более совершенный механизм приватизации земли, но законодательно он недоработан. Чтобы понять, как частная собственность на землю изменит экономику страны, необходимо, чтобы этот институт заработал, — а значит, узбекистанцы должны дождаться принятия новых кодексов и других нормативных актов.

Источник: https://fergana.agency/articles/108619/

Россиянам разрешили регистрировать в собственность излишки земли

Приватизация земли закон

С первого взгляда обычный человек может и не понять, что замечательного скрыто под скучным названием публикуемого документа: “О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”. Но новый закон не только полезный, но и во многом даже революционный.

Какие штрафы придется платить дачникам в этом сезоне

Главное его новшество вот в чем. Закон, который заработает через 90 дней после его официального опубликования, позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли.

А теперь об этом подробнее. Из текста нового закона следует, что если при проведении комплексных кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует больше земли, чем у него значится по документам, то он сможет оформить на себя эти излишки земли.

В Росреестре говорят, что часто площадь фактически используемых земельных участков превышает ту, что указана в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на 10 процентов, что является минимальным размером.

Публикуемый закон вносит изменения в два важных действующих закона – “О кадастровой деятельности” и “О государственной регистрации недвижимости”. Задача нового закона – упростить проведение комплексных кадастровых работ.

Для тех, кто не сталкивался с кадастровыми работами, сразу уточним – они бывают, если так можно выразиться, индивидуальными и комплексными.

С индивидуальными познакомился почти каждый владелец дома, дачи, огорода, когда заказывал обмер и узаконивал свои сотки. Комплексные же кадастровые работы заказывают власти, как правило, городские или муниципальные. И такие работы выполняются за госсчет.

Закон заработает через 90 дней после его опубликования и позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли

Поправки в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ.

Так, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это серьезно сэкономит бюджетные деньги.

А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.

Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков. Устанавливается порядок выявления самовольного занятия участков и порядок уточнения границ участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.

Госдума уточнила условия для компенсаций по ипотеке

Органы госвласти и органы местного самоуправления, которые и выступают заказчиками комплексных кадастровых работ, получают право бесплатно получить технические паспорта, оценочную и прочую нужную им документацию.

В законе также прописаны правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра. В ведомстве подчеркнули – результаты комплексных кадастровых работ позволяют местным органам власти “повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров и защитить права собственников”.

Проект закона был разработан по инициативе минэкономразвития после анализа итогов комплексных кадастровых работ в 2017-2018 годах в 16 регионах. В 2019 году работы пройдут в 33 субъектах России. Они будут профинансированы из бюджета и обойдутся казне в 205 миллионов рублей. Популярность таких услуг растет.

На 2020 год в Росреестр поступили заявки от 46 субъектов РФ.

Прямая речь

Виктория Абрамченко, заместитель министра экономического развития РФ – руководитель Росреестра:

– Закон выгоден как гражданам, так и государству. Если в ходе проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует площадь земли, которая больше, чем это предусмотрено документами, закон дает ему возможность оформить такие излишки.

С момента начала выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году площадь земельных участков, учтенных в реестре недвижимости в результате таких работ, увеличилась на 20 процентов.

Проведение комплексных кадастровых работ позволяет органам власти обеспечить справедливое налогообложение на своих территориях.

Источник: https://rg.ru/2019/06/18/rossiianam-razreshili-registrirovat-v-sobstvennost-izlishki-zemli.html

НарушенийНет
Добавить комментарий