Случаи когда необходимо согласование с контролирующим органом

Случаи когда необходимо согласование с контролирующим органом

Случаи когда необходимо согласование с контролирующим органом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Случаи когда необходимо согласование с контролирующим органом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Я вполне разделяю это беспокойство. Ведь вопросы, затрагиваемые в документах, подчас лежат в настолько различных плоскостях, что одному человеку, будь он даже семи пядей во лбу, зачастую непросто или даже невозможно разобраться во всех тонкостях, скрытых нюансах и возможных последствиях, которые повлечет за собой подписание того или иного документа.

Для поставщика (подрядчика, исполнителя) это важно, поскольку если он был объявлен победителем, но контролирующий орган дает отказ, поставщик теряет контракт.

Федерального закона № 44-ФЗ, к такому обращению также прилагаются документы по всем предшествующим несостоявшимся процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), явившимся основанием для проведения таких повторного конкурса, запроса предложений.

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком

Так, документ содержит особенности рассмотрения обращений о согласовании заключения контракта с поставщиком по результатам признания электронного аукциона несостоявшимся.

Заказчики не знают, куда направлять документыНекоторые заказчики не знают, в какой контрольный орган направлять документы на согласование.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Единственный источник.

До появления Закона N 94-ФЗ Случаи согласование закупки с контрольным органом

Выходом для делопроизводителя (секретаря) в данном случае будет являться процедура согласования проекта документа перед утверждением его руководящим лицом компании.

Заключить контракт есть шанс не только в ситуации, когда определение победителя прошло в общем порядке, но и когда закупка признана несостоявшейся (естественно, при наличии одного участника, соответствующего всем требованиям).

Такая возможность предусмотрена в соответствии с частями 24-25 статьи 93 Федерального закона №44 (далее — 44-ФЗ).

Однако в ряде случаев для этого необходимо заручиться поддержкой контролирующего органа — Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС), или уполномоченным органом местного самоуправления, если вопросы касаются закупок муниципального уровня. При этом закупка перестает быть конкурентной и превращается в неконкурентную — контракт заключается с единственным поставщиком.

После вступления в силу 44-ФЗ согласование было объемным, было предусмотрено, что почти по всем процедурам, если они были признаны несостоявшимися, необходимо согласование контракта с единственным поставщиком.

Конечно, контрольный орган возвращает указанные обращения заявителям.——————————— Федеральный закон от 04.06.

2014 N 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласование с контрольным органов

Сегодня речь пойдет о таком нюансе 44-ФЗ, как согласование заключения контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся процедуры. Ранее эта процедура была гораздо более объемной и значительной, так как она распространялась почти на все процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Сейчас это применяется гораздо реже.

Однако ее также нужно учитывать при проведении ряда процедур. Итак, можно начать с согласования закрытых процедур в соответствии с теорией и практикой и согласования контракта с единственным поставщиком. Будет выделена проблематика, на которую стоит обращать внимание.

Также будут рассмотрены основания для обращения контролирующего органа, порядок согласования и практика обращения. Заключить контракт есть шанс не только в ситуации, когда определение победителя прошло в общем порядке, но и когда закупка признана несостоявшейся (естественно, при наличии одного участника, соответствующего всем требованиям).

Такая возможность предусмотрена в соответствии с частями 24-25 статьи 93 Федерального закона №44 (далее — 44-ФЗ).

Особенности согласования заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся процедур Из этой статьи вы узнаете: Закон о контрактной системе предусматривает несколько вариантов действий заказчиков по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Один из них обусловлен ситуацией, когда есть единственный претендент на заключение контракта с заказчиком (например, была подана только одна заявка на участие в закупке или из нескольких участников только один был допущен к участию в закупке по итогам рассмотрения заявок).

Нужно отметить, что участник, подавая заявку на аукцион или запрос котировок, должен рассчитывать на то, что на каком-то этапе он может остаться единственным и тогда заключения контракта не избежать.

Согласовывать этот момент стороны не должны, за исключением случая, когда в ходе электронного аукциона не поступало ценовых предложений.

Внеплановая проверка и ее сущность

Давайте попробуем выработать, отладить, утвердить и запустить в действие жизнеспособный механизм согласования проектов документов, способный снять с сотрудника службы делопроизводства или канцелярии бремя ответственности и свести к минимуму ошибки при составлении и утверждении тех или иных документов компании.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию контрольного органа, направляется в течение 3 рабочих дней со дня его регистрации по подведомственности, с уведомлением заказчика (уполномоченного органа, уполномоченного учреждения), направившего обращение, о переадресации обращения.

Акт проверки также может быть направлен заказным почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

На участие в аукционе подано 3 заявки, однако ценовые предложения участниками аукциона поданы не были. На основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с пп4 ч3 ст 71 ФЗ № 44-ФЗ был признан победителем аукциона участник первым подавшим заявку на участие в аукционе.

Закона о контрактной системе ведет к отказу в согласовании возможности заключения контракта с ЕП.

Другой пример: «В документации об электронном аукционе установлены технические характеристики поставляемого оборудования, ограничивающие количество участников закупки и соответствующие продукции только одного производителя, а именно под требования, установленные к ускорительному комплексу, подходит только оборудование производителя Elekta Synergy S». Такие условия не отвечают нормам п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что любого секретаря, работающего в организации, где отсутствуют четкие правила ведения документооборота или эти правила недостаточно тщательно проработаны, неоднократно посещали мысли о высокой ответственности, которую он несет на своих плечах при подготовке того или иного организационного, распорядительного или коммерческого документа.

Сокращение сроков в первую очередь отвечает интересам заказчиков. Рассмотрим типичные ошибки, выявляемые ФАС при согласовании ЕП.
Эта тема гораздо интереснее на практике, чем согласование закрытых процедур.

Почему эта процедура и такой аспект 44-ФЗ важны как для заказчиков, так и поставщиков? Заказчику важно получать согласование, так как эту процедуру никто не отменял. Также необходимо учитывать срок согласования.

К примеру, конкурс признан несостоявшимся: нужно согласовать это в контролирующем органе с учетом сроков. Исходя из проведения конкурса важно планировать срок согласования, так как конкурс может не состояться.

Его необходимо закладывать, чтобы избежать негативных последствий. Часто бывает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) будет поставлен в слишком жесткие временные рамки.

Заказчики не знают, в каких случаях нужно согласование Не все заказчики знают случаи, при которых получение согласования на заключение контракта с ЕП с контрольным органом необходимо. Таких случаев более десятка.

Это и признание электронного аукциона несостоявшимся по причине того, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и Закону о контрактной системе (ч.

16 ст. 66 Закона о контрактной системе), и отсутствие предложений о цене контракта при проведении электронного аукциона (ч. 20 ст.

Однако в ряде случаев для этого необходимо заручиться поддержкой контролирующего органа — Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС), или уполномоченным органом местного самоуправления, если вопросы касаются закупок муниципального уровня.

По результатам рассмотрения обращения контрольный орган принимает решение о согласовании или об отказе в возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласование единственного источника с контролирующим органом (Строганова Д.А.) Дата размещения статьи: 10.04.2015 Срок рассмотрения обращения о возможности согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — ЕП) контрольным органом составляет 10 рабочих дней с момента регистрации указанного обращения и присвоения ему регистрационного номера.

В случае непредставления документов или информации, указанных в пунктах 4-6 настоящих методических рекомендаций, контрольный орган дополнительно запрашивает у заявителя информацию (документы), предусмотренные настоящими методическими рекомендациями, которые должны быть представлены в контрольный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения запроса заявителем. Указанный запрос оформляется в виде письма и направляется заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента поступления обращения. При этом рассмотрение обращения приостанавливается до представления информации (документов).

По результатам несостоявшейся закупки, проводившейся закрытым способом. В соответствии с нормами части 24 статьи 93 44-ФЗ. Исключений для этой ситуации не предусмотрено.

Срок рассмотрения обращения о возможности согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — ЕП) контрольным органом составляет 10 рабочих дней с момента регистрации указанного обращения и присвоения ему регистрационного номера.

Грамотно подготовленное обращение в рамках Закона о контрактной системе Согласование единственного источника с контролирующим органом (строганова д.а.)

Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  1. Конкурсы: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс
  2. Аукционы: аукцион в электронной форме, закрытый аукцион
  3. Запрос котировок
  4. Запрос предложений

Есть ситуации, когда после признания закупки несостоявшейся можно заключить контракт с единственным допущенным участником, не получая разрешения контролирующего органа.

Согласовывать этот момент стороны не должны, за исключением случая, когда в ходе электронного аукциона не поступало ценовых предложений.

Как показывает мой опыт работы, далеко не во всех организациях этот документ составлен должным образом и с детальной проработкой процесса. Многие организации не имеют не то что отработанной процедуры согласования, но и самой инструкции. Поэтому рассмотрим этот, самый неприятный для нас случай.

Источник: http://rusjaimini.ru/nasledstvennoe-pravo/3440-sluchai-kogda-neobkhodimo-soglasovanie-s-kontroliruyushhim-organom.html

Закупка не состоялась: контракт с единственным поставщиком | Контур.Закупки

Случаи когда необходимо согласование с контролирующим органом

В соответствии с законом № 44-ФЗ, контракты для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны заключаться на основе конкурентных процедур. Таковыми являются различные виды конкурса, электронный аукцион, а также запросы котировок и предложений.

Однако в ряде случаев, установленных статьей 93 упомянутого закона, приходится осуществлять закупку у единственного поставщика. В том числе в случаях, когда процедура конкурентной закупки признана несостоявшейся (пункт 25 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ).

Почему закупка может не состояться

Причины признания конкурентной процедуры несостоявшейся, которые позволяют заключить контракт с единственным поставщиком, можно объединить в две группы:

  • заявку подал один участник, и она признана соответствующей условиям закупочной документации и требованиям законодательства;
  • заявки подавали несколько участников, но условия закупки удовлетворила заявка лишь одного из них.

Процедура закупки может быть признана несостоявшейся и по другим причинам. Например, заявок может и вовсе не поступить либо все они могут быть отклонены вследствие несоответствия требованиям закупочной документации. Такие случаи имеют принципиальные отличия от приведенных выше ситуаций, когда требованиям закупки удовлетворяет единственная заявка.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Во-первых, в этих случаях конкурентную процедуру, например, конкурс, следует повторить. Если и повторный конкурс будет признан несостоявшимся, тогда заказчик сможет применить норму пункта 25 статьи 93 закона № 44-ФЗ и заключить контракт с единственным поставщиком.

Во-вторых, если заключение контракта с единственным источником становится следствием признания несостоявшейся повторной конкурентной процедуры, то заказчик должен выбрать этот источник сам. Тогда как при наличии единственного участника, удовлетворяющего условиям закупки, заказчик обязан заключить контракт именно с ним.

Когда нужно согласование

Заказчик, который получает право заключить контракт с единственным поставщиком вследствие несостоявшейся процедуры закупки, освобождается от необходимости размещать извещение в ЕИС, а также от составления отчета о невозможности определения поставщика другими способами.

Однако в ряде случаев будущий контракт придется согласовать с контролирующими органами. Это касается закупок для обеспечения федеральных нужд, потребностей региона или муниципалитета. Согласовать придется не все указанные контракты – это зависит от способа определения исполнителя.

Так, если закупка проводилась посредством электронного аукциона или запросом котировок, то согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не потребуется. А вот при проведении конкурса в большинстве случаев контракт придется согласовать.

Однако и здесь есть исключения – к ним относятся конкурсы на капвложения в объекты государственной и муниципальной собственности, а также проекты по строительству и реконструкции капитальных объектов, которые проводятся за счет бюджета организациями, не являющимися государственными либо муниципальными предприятиями.

В остальных случаях в течение 10 дней после размещения в ЕИС данных о несостоявшейся конкурентной процедуре следует отправить контракт на утверждение в контролирующий орган. У последнего на согласование есть 10 рабочих дней с даты, когда обращение заказчика было получено.

Цена контракта

Контракт с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком, должен заключаться по цене, которая удовлетворяет требованиям документации закупки. Запрещается заключать контракт по цене, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также выше значения, указанного в заявке участника или предложенного в процессе электронного аукциона.

Срок заключения

В зависимости от того, каким способом определялся единственный исполнитель, а также от необходимости согласовывать контракт, на его заключение отводится разное количество времени.

В случае с конкурсом у заказчика на заключение контракта есть 20 дней. Если требуется согласование контролирующего органа, то этот срок начинает свой отчет со дня получения такого согласования. В остальных случаях он считается с даты размещения в ЕИС информации о признании процедуры закупки несостоявшейся.

Если поставщик был определен в ходе электронного аукциона, то контракт должен был заключен в стандартный срок. А именно не ранее 10 и не позже 27 дней после того, как в системе был размещен протокол с результатами аукциона.

Если исполнитель контракта был определен посредством запроса котировок, то заключить его следует с 7 по 20 день с даты, когда была размещена документация с итогами этого запроса.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupka-ne-sostoyalas-kontrakt-s-edinstvennym-postavshhikom/

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать

Случаи когда необходимо согласование с контролирующим органом

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов. 

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 300 тыс. рублей.

Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.

) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. 

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. 

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

    Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.

 Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ. 
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку. 
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено. 
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://school.kontur.ru/publications/51

Вынужденная и добровольная неконкурентная закупка | Контур.Закупки

Случаи когда необходимо согласование с контролирующим органом

Наряду с конкурентными способами закупки, в законе 44-ФЗ предусмотрена возможность заключить контракт с единственным поставщиком. Случаи, когда это можно сделать, перечислены в пункте 1 статьи 93. В основном заказчик может прибегнуть к закупке у единственного поставщика по своему усмотрению. Но есть и исключения, когда выбора у него нет.

Вынужденное заключение контракта с единственным участником

Если конкурентная закупка, в том числе закрытого типа, признана несостоявшейся по причине лишь одной заявки, которая была подана либо признана соответствующей требованиям, то придется осуществлять закупку у единственного поставщика. Эти случаи описаны в пунктах 24 и 25 пункта 1 статьи 93. При этом контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией и по цене, предложенной единственным участником (она не должна превышать НМЦК).

Согласование закупки у единственного поставщика

В указанных случаях требуется обязательное согласование заключения контракта с единственным поставщиком в контролирующих органах. Контракты по федеральным закупкам согласуются в ФАС РФ, по региональным — в уполномоченном органе исполнительной власти соответствующего субъекта, по муниципальным — в уполномоченном органе местного самоуправления.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Чтобы согласовать заключение контракта с единственным поставщиком, в контролирующий орган необходимо подать обращение. В него включаются следующие данные и документы:

  • реквизиты размещенного в ЕИС извещения о закупке — дата и номер;
  • копии составленных в процессе закупки протоколов;
  • копии документов по закупке, а при наличии — изменений и разъяснений;
  • копии заявок участников.

Обратите внимание! Если процедура проводилась в виде электронного аукциона или запроса котировок, то согласования заключения контракта с единственным поставщиком не требуется. Эти процедуры предполагают определение победителя лишь по единственному критерию — по цене, поэтому и согласовывать в них нечего.

Обращение подается в течение 10 дней с даты подписания протокола. Если оно соответствует установленным требованиям, то контролирующий орган присваивает ему номер и принимает к рассмотрению.

Если с обращением что-то не так, то не позднее 5 рабочих дней оно возвращается заявителю. Тут возможны два варианта:

  • обращение направлено в орган, который не уполномочен решать содержащиеся в нем вопросы;
  • в обращении собрана неполная информация и документы, которые предусмотрены Приказом №189.

По каким-либо другим основаниям возвратить обращение контролирующий орган не вправе.

Не позднее 10 рабочих дней с даты поступления обращение должно быть рассмотрено.

При рассмотрении обращения контролирующий орган проверит, не было ли допущено нарушений в ходе процедуры, и не имеет ли заявка единственного участника грубых ошибок. Основанием не согласовать заключение контракта является выявление нарушений, которые могут повлиять на результат. В этом случае заявитель получить решение об отказе о согласовании.

Бывает, что контролирующий орган выявляет несущественные нарушения, которые не оказали влияния на результат закупки.

В этом случае заявитель получит положительное решение, однако в нем будут перечислены выявленные нарушения.

Еще один вариант — заключение контракта с единственным поставщиком будет согласовано, но материалы, в которых зафиксированы нарушения заказчика и его должностных лиц, будут переданы на административное производство.

После того как согласование получено, контракт с единственным поставщиком должен быть заключен не позднее 20 дней.

Добровольная неконкурентная закупка

Закон предусматривает около 50 различных оснований для закупки у единственного поставщика — от покупки малоценных товаров на небольшую сумму до приобретения объектов, связанных с государственной тайной.

Многие из них встречаются редко, но часть является весьма распространенными.

Например, это малые закупки, закупки у монополистов, органов исполнительной власти, а также у поставщика, определенного распоряжением президента или правительства.

Малые закупки у единственного поставщика

Такие закупки разрешены пунктом 4 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. В нем определены условия заключения контракта, в частности, НМЦК не более 100 тыс. рублей. Для заказчиков в таких закупках масса плюсов. Ему не нужно:

  • размещать извещение в ЕИС,
  • писать отчет-обоснование,
  • предусматривать обеспечение контракта,
  • уведомлять контролирующие органы,
  • прибегать к помощи сторонних экспертов,
  • предоставлять сведения о расчете НМЦК (не обязательно).

Закупки у естественных монополий

С естественными монополиями заказчик сталкивается всякий раз, когда закупает услуги водоснабжения, электроэнергию, услуги электронной и почтовой связи, транспортные услуги и некоторые другие объекты. Все сферы деятельности таких субъектов перечислены в статье 4 закона 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Организации-монополисты ищутся через Реестр субъектов естественных монополий. Однако стоит учитывать, что он ведется по заявленному принципу. Не исключены ситуации, что нужной организации в Реестре может не быть.

Извещение о закупке у единственного поставщика — субъекта естественной монополии необходимо размещать в ЕИС.

А вот писать отчет-обоснование и уведомлять контролирующий орган о заключении такого контракта не нужно.

Также нет необходимости включать в него обоснование цены и прибегать к помощи сторонних организаций. Вопрос о том, предусматривать ли обеспечение контракта или нет, заказчик решает сам.

Закупка у поставщика, определенного в качестве единственного указом президента или правительства

Если президент или правительство утвердили конкретную организацию в качестве поставщика необходимых заказчику товаров, работ или услуг, то он может не проводить конкурентную процедуру.

Примером служит АО «ГЛОНАСС», определенное указом президента от 1 января 2016 г.

№ 1 единственным исполнителем закупки работ по созданию и эксплуатации системы контроля за перевозками на основе технологии ГЛОНАСС.

Заключая контракт с таким поставщиком, заказчику не нужно составлять отчет-обоснование, уведомлять контрольный орган и привлекать экспертные организации. Ему также не обязательно делать расчет-обоснование цены и предусматривать обеспечение контракта. Единственное, что он обязан сделать — это разместить извещение в ЕИС.

Закупка услуг у государственных органов

Когда заказчику необходимо получить услуги, которые оказываются органами государственной власти либо подведомственными им учреждениями и предприятиями, то он заключает контракт с исполнителем напрямую.

К таким случаям можно отнести, например, закупку услуг обязательной охраны объекта правоохранительными органами, услуг по оценке и экспертизе ценностей, которые проводятся Госархивом, и некоторые другие работы и услуги.

Заключая такие контракты, заказчик обязан разместить извещение в ЕИС, составить отчет-обоснование и уведомить контрольный орган. Также обязательно приложить сведения о расчете НМЦК. Вопрос об обеспечении контракта остается на усмотрение заказчика.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/vynuzhdennaya-i-dobrovolnaya-nekonkurentnaya-zakupka/

Согласование контракта с контролирующим органом по 44-ФЗ

Случаи когда необходимо согласование с контролирующим органом

Быть или не быть? – фраза знакомая каждому.

Уже и не знаешь откуда она, её знание появляется в голове, ну не с молоком матери же, в самом деле?! И если литературный герой рассуждал о своей судьбе, то в госзаказе эту фразу можно дополнить “быть или не быть контракту?”, “быть или не быть жалобе на закупку?”, “быть или не быть заявкам?”…Список можно продолжать бесконечно.

Ну а в свете последних изменений законодательства такие вопросы возникают всё чаще и у заказчиков и у поставщиков с вариациями: “а нужно…?”, “а можно…?”. В этой статье мы напомним когда и как необходимо согласовывать заключение контракта с контролирующими органами и когда этого делать не надо.

Когда надо согласование?

Понятно, что согласование с контролирующим органом требуется если закупка признана несостоявшейся. В каких случаях такое бывает? Когда не подано ни одной заявки или все поданные заявки отклонены.

Так при проведении каких закупок необходимо согласование? Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, несостоявшиеся закупки закрытым способом определения поставщика. Раньше при проведении аукциона в электронной форме требовалось согласование. Старички госзаказа, помните такую норму в Законе? Хорошо, что отменили.

Кто согласовывает?

Орган согласования зависит от уровня заказчика. Закупки федеральных органов будет согласовывать региональное Управление федеральной антимонопольной службы.

Организации с финансированием из бюджета региона будут писать свои обращения в орган исполнительной власти субъекта.

Далее ниже по уровню бюджета контролирующими организациями выступают органы местного самоуправления муниципального района и местного самоуправления городского округа.

Как оформить обращение?

Есть приказ Министерства экономического развития Российской Федерации, которые регламентирует порядок обращения в контролирующий орган – № 189 от 31 марта 2015 года. Приложение №1 к этому приказу указывает как согласовывать закрытые закупки, Приложение №2 касается открытых закупок.

Обращение представляет собой письмо за подписью руководителя организации заказчика. В этом письме кратко необходимо прописать что именно вы хотите от контролирующего органа. Например: “Просим согласовать заключение контракта с ООО “Монополист” по итогам несостоявшегося запроса котировок.

Далее будут следовать приложения:

  • копии протоколов составленных по данной закупке;
  • дата и номер извещения о закупке – распечатывается из Единой информационной системы;
  • копия документации о закупке – если были изменения или разъяснения их тоже необходимо приложить, если закупка повторная – то необходимо приложить копию документации по первой процедуре;
  • заявки (или их копии) участников (если они были поданы) – есть нюанс по этому пункту, разберём его ниже;
  • информация о поставщике и его согласие на заключение контракта в соответствии с документацией о закупке – прикладывается, если не было подано заявок на участие, но желающего заключить контракт заказчик всё-таки нашёл.

Про нюанс:

Перечень документов, подаваемых заказчиком при согласовании, есть в пункте 4 Приложения №2 к Приказу Минэкономразвития. В нём написано, что подаются заявки участников.

То есть – оригиналы документов. Это требование относится к закупкам в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

При согласовании закупок по пункту 25 части 1 статьи 93 – подаются копии заявок.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Какие сроки?

Так как заказчик лицо заинтересованное в заключении контракта, то обращаться в контролирующие органы необходимо после публикации протокола в Единой информационной системе. Можно даже в тот же день.

Если заказчик предоставил не весь пакет документов, то контролирующий орган обязан его об этом уведомить в течение пяти рабочих дней после обращения. Причем в этом уведомлении не будет просьб типа “Дорогой заказчик, по-братски, донеси копию заявки. Забыл положить, уважаемый”. А просто возвращает ваше обращение с письмом и всё. В письме, конечно же, укажут причины возврата.

Если же с документами всё в порядке, то в течение десяти рабочих дней придёт ответ от контролёров. И тут варианта два – либо согласовали заключение контракта, либо отказали в согласовании.

Что может контролирующий орган?

В процессе рассмотрения документов сотрудники будут рассматривать те бумажки, что вы им принесли – это они сделают при непременно, даже не сомневайтесь. Также они могут – пригласить вас для дачи пояснений.

Могут пригласить также участника закупки и представителя электронной торговой площадки. Разные же случаи бывают. А могут даже (думаем это бывает крайне редко) пригласить экспертов или экспертные организации.

Если в обращении и документах к нему будет усмотрено какое-то страшное нарушение законодательства нашей страны, то контролирующий орган должен это задокументировать в своём заключении.

Будьте осторожнее в госзакупках! Не всё так просто как в рекламах пишут!

03.09.2019

Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/806-soglasovanie-kontrakta-s-kontroliruyushchim-organom-po-44-fz

НарушенийНет
Добавить комментарий