Случаи согласование закупки с контрольным органом

Случаи согласование закупки с контрольным органом

Случаи согласование закупки с контрольным органом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Случаи согласование закупки с контрольным органом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Действующей редакцией Закона в обязанность заказчиков согласовывать с контрольным органом заключение контракта установлено исключение при признании несостоявшимся электронного аукциона в случаях предусмотренных частями с ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в таких случаях заключается в порядке установленном ст.

Спасибо за быстрый ответ. Но возникает встречный вопрос — тогда кто должен согласовывать заказы у единственного поставщика проводимые городским поселением? контрольный орган района официально не наделен такими полномочиями и не проводит согласование контрактов.

они обязаны согласовывать и поселению городскому и району? Наряду с конкурентными способами закупки, в законе 44-ФЗ предусмотрена возможность заключить контракт с единственным поставщиком. Случаи, когда это можно сделать, перечислены в пункте 1 статьи 93.

В основном заказчик может прибегнуть к закупке у единственного поставщика по своему усмотрению.

  • код для вставки на сайт или в блог
  • похожие документы

код для вставки на сайт или в блог

Нужно отметить, что участник, подавая заявку на аукцион или запрос котировок, должен рассчитывать на то, что на каком-то этапе он может остаться единственным и тогда заключения контракта не избежать.

Согласовывать этот момент стороны не должны, за исключением случая, когда в ходе электронного аукциона не поступало ценовых предложений.

В тех случаях, когда обязательно должно быть решение контрольного органа о согласовании, без наличия такого согласования заключенный контракт в силу положений 173.1 ГК РФ может быть признан недействительным в судебном порядке.

На сегодняшний день согласование заключения контракта с единственным участником необходимо при признании несостоявшейся закрытой закупки (как конкурса, так и аукциона), а также несостоявшихся открытых конкурсов во всех их разновидностях (с ограниченным участием, двухэтапных, повторных) и запросов предложений.

Срок рассмотрения обращения о возможности согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — ЕП) контрольным органом составляет 10 рабочих дней с момента регистрации указанного обращения и присвоения ему регистрационного номера.

Грамотно подготовленное обращение в рамках Закона о контрактной системе даст возможность изучить последнее в кратчайшие сроки. Сокращение сроков в первую очередь отвечает интересам заказчиков. Рассмотрим типичные ошибки, выявляемые ФАС при согласовании ЕП.


Заключение контракта с единственным поставщиком это право, а не обязанность заказчика, но есть исключение.

Согласно частей 1 и 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в случаи, если не состоялась открытая конкурентная закупка и есть одна заявка, которая отвечает требованиям документации, заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком.

Обоснование соответствия единственного поставщика требованиям закона и документации о закупке (44-ФЗ) — примерный образец. Закон о контрактной системе предусматривает несколько вариантов действий заказчиков по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Подобный вывод следует из системной связи норм п.3 ч.1 ст. 17, ч.3 ст.34, ч.1 ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

По общему правилу администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом; однако полномочия органов устанавливаются муниципальным образованием самостоятельно.

Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков — физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам.

Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Как Вы правильно указали, норма закона устанавливает, что согласование осуществляется контрольным органом местного самоуправления района или городского округа. Осуществление согласования контрольным органом городского поселения не допускается законом, кроме случаев наделения отдельными государственными полномочиями в соответствии с ч.1.2 ст.

17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Единственный источник. До появления Закона N 94-ФЗ это словосочетание прочно ассоциировалось с решением всех проблем, связанных с проведением конкурса (аукционов тогда не было).

Конечно, такой способ закупки существовал в первую очередь для того, чтобы провести закупку в ситуации, когда применить иные способы было невозможно или нецелесообразно. Однако, как показала практика, порой решение провести закупку у единственного источника приводило к еще большим проблемам.

В самой первой редакции Закона N 94-ФЗ было предусмотрено 11 случаев размещения заказа у единственного источника. Причем только семь из них можно было назвать закупкой у единственного источника в изначальном смысле.

Если заключен контракт, которого нет в плане-графике, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 1.6 статьи 7.30 КоАП.

В преамбуле контракта помимо сторон контракта пропишите и основание, по которому заключите контракт.

Укажите протокол закупки, по итогам которого это сделаете, и сошлитесь на конкретную норму Закона № 44-ФЗ.

Обращение о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (44-ФЗ) — примерный образец.

Если конкурентная закупка, в том числе закрытого типа, признана несостоявшейся по причине лишь одной заявки, которая была подана либо признана соответствующей требованиям, то придется осуществлять закупку у единственного поставщика.

Эти случаи описаны в пунктах 24 и 25 пункта 1 статьи 93. При этом контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией и по цене, предложенной единственным участником (она не должна превышать НМЦК).

По результатам повторного вновь несостоявшего конкурса, а также проводившихся впервые и несостоявшихся открытого конкурса, двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием.

Заключить контракт есть шанс не только в ситуации, когда определение победителя прошло в общем порядке, но и когда закупка признана несостоявшейся (естественно, при наличии одного участника, соответствующего всем требованиям). Такая возможность предусмотрена в соответствии с частями 24-25 статьи 93 Федерального закона №44 (далее — 44-ФЗ).

Однако в ряде случаев для этого необходимо заручиться поддержкой контролирующего органа — Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС), или уполномоченным органом местного самоуправления, если вопросы касаются закупок муниципального уровня.

При этом закупка перестает быть конкурентной и превращается в неконкурентную — контракт заключается с единственным поставщиком.

похожие документы

Обращение подается в течение 10 дней с даты подписания протокола. Если оно соответствует установленным требованиям, то контролирующий орган присваивает ему номер и принимает к рассмотрению.
Контрольно-ревизионная инспекция администрации Владимирской области доводит до сведения, что согласно Федеральному закону от 31.12.

2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исключается требование об обязательном согласовании с контрольным органом в сфере закупок возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по итогам признания несостоявшимся электронного аукциона.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только по основаниям предусмотренным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, наделение контрольного органа городского поселения полномочиями по согласованию закупок у единственного поставщика является не соответствующим действующему законодательству.

Единое правила для всех закупок по ФЗ 44: нельзя проводить закупки, которые не внесли в план закупок и в план-график.

Данное правило распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021.

Многие заказчики до сих пор, когда сталкиваются с признанием процедуры закупки несостоявшейся, порой не знают, как им поступить.

Если процедура проводилась в виде электронного аукциона или запроса котировок, то согласования заключения контракта с единственным поставщиком не требуется. Эти процедуры предполагают определение победителя лишь по единственному критерию — по цене, поэтому и согласовывать в них нечего.

Есть ситуации, когда после признания закупки несостоявшейся можно заключить контракт с единственным допущенным участником, не получая разрешения контролирующего органа.

В указанных случаях требуется обязательное согласование заключения контракта с единственным поставщиком в контролирующих органах.

Контракты по федеральным закупкам согласуются в ФАС РФ, по региональным — в уполномоченном органе исполнительной власти соответствующего субъекта, по муниципальным — в уполномоченном органе местного самоуправления.

По результатам несостоявшейся закупки, проводившейся закрытым способом. В соответствии с нормами части 24 статьи 93 44-ФЗ. Исключений для этой ситуации не предусмотрено.

Пошагово разберемся что нужно для заключения контракта с единственным поставщиков по ФЗ 44, когда необходимо публиковать извещение, когда необходим отчет – обоснование. Обязательные правила, которые необходимо учитывать при закупки у единственного поставщика, как заказчику так и поставщику или исполнителю.

Если контрольный орган не обладает подобными полномочиями или вовсе отсутствует, представляется, что согласование должна осуществлять или администрация, или иной уполномоченный орган муниципального района или городского поселения, на которого возложены полномочия по осуществлению закупок.

Закон о контрактной системе предусматривает несколько вариантов действий заказчиков по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Один из них обусловлен ситуацией, когда есть единственный претендент на заключение контракта с заказчиком (например, была подана только одна заявка на участие в закупке или из нескольких участников только один был допущен к участию в закупке по итогам рассмотрения заявок).

Не все заказчики знают случаи, при которых получение согласования на заключение контракта с ЕП с контрольным органом необходимо. Таких случаев более десятка.

Это и признание электронного аукциона несостоявшимся по причине того, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и Закону о контрактной системе (ч. 16 ст.

66 Закона о контрактной системе), и отсутствие предложений о цене контракта при проведении электронного аукциона (ч. 20 ст. 68 Закона о контрактной системе), и признание только одного участника предквалификационного отбора соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям (ч. 9 ст.

Нужно ли согласовывать заключение контракта по итогам несостоявшегося запроса котировок (подана только одна заявка, она признана соответствующей требованиям, установленным в извещении)?

Источник: http://rusjaimini.ru/korporativnoe-pravo/2978-sluchai-soglasovanie-zakupki-s-kontrolnym-organom.html

Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (п. 25 ч. 1 ст. 93)

Случаи согласование закупки с контрольным органом

Несостоявшаяся процедура закупки для заказчика – это не только упущенная возможность «экономии бюджетных денег», но и проблема под названием «согласование заключения контракта с единственным поставщиком с контрольным органам».

Суть проблемы

Сам по себе процесс согласования – это своего рода проверка несостоявшейся закупки на соблюдение законодательства. Другими словами, обращаясь за согласованием Вы, тем самым, «просите» контрольный орган: «Просмотрите мою закупку, я ничего не нарушал и никоим образом не влиял на итог: поставщики сами не захотели участвовать, а те, кто захотел, не соответствуют предъявленным требованиям».

Где посмотреть и что почитать

Итак, процедура закупки не состоялась, и заказчик в «легком» волнении начинает судорожно вспоминать, что, когда и на каких основаниях он должен делать.

В первую очередь, заказчик должен открыть наш «любимый» 44-ФЗ, и ознакомиться (кто еще не знаком) с п. 25 ч. 1 ст. 93, ч.1 и 7 ст. 55, ч. 18 ст. 83, для того, чтобы определить, попадает ли его закупка под случаи согласования.

К счастью заказчика таких случаев всего два:

  1. Несостоявшийся конкурс (1 заявка, 1 заявка признана соответствующей, 1 участник предквалификационного отбора соответствует требованиям, в двухэтапном конкурсе 1 окончательная заявка).
  2. Несостоявшийся запрос предложений (1 заявка признана соответствующей требованиям).

Если заказчик видит, что случай «его», то ему на помощь приходит Приказ Министерства экономического развития РФ от 31.03.15 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», в котором описан порядок согласования.

Ознакомившись с вышеназванными документами, заказчику необходимо составить то самое обращение, которое он «понесет» на согласование.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Составляем обращение

Составить обращение и направить его в контрольный орган необходимо строго в течение 10 календарных дней с даты размещения протокола о признании закупки несостоявшейся.

Обращение составляется в произвольной форме, желательно на фирменном бланке, с указанием исходящего номера корреспонденции организации.

В обращении обязательно указывается:

  • дата и номер извещения об осуществления закупки, размещенного в ЕИС.

К обращению обязательно прикладываются:

  • копии протоколов, составленных в процессе проведения закупки;
  • копии документации о закупки, со всеми разъяснениями и изменениями к ней;
  • копии заявок на участие.

Все копии документов должны быть заверены, а само обращение подписано руководителем заказчика или его замом.

Куда направлять

Итак, обращение составлено, куда направлять?

  1. Заказчики федерального уровня – в ФАС России и ее территориальные органы.
  2. Заказчики субъектов РФ – в контрольный орган субъекта РФ (чаще всего это министерство финансов субъекта).
  3. Заказчики муниципального уровня – в контрольный орган муниципального района или городского округа (финансовое управление администрации того или иного муниципального образования).

Сроки рассмотрения обращения

Ну вот, протоколы разместили, обращение составили и отправили. Сидим ждем…

Как обещает нам министерство экономического развития РФ, ждать придется не более 10 рабочих дней с момента поступления обращения в контрольный орган.

Какие результаты могут быть

Пробыв около двух недель в неизвестности, заказчик может получить один из следующих ответов:

1. Разрешение на заключение контракта

а) без всяких нареканий со стороны контрольных органов.

Это значит, что контрольный орган проверил ваше обращение, не выявил никаких нарушений и отпустил вас «на все четыре стороны».

б) с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на итог определения поставщика, но которые необходимо устранить при заключении контракта.

Важно! При положительном исходе заказчик должен заключить контракт с ЕП в срок не более чем 20 дней с даты получения согласования.

2. Отказ в согласовании

Данный вариант возможен, если контрольным органом было выявлено, что заказчик намеренно или ненамеренно нарушил нормы и тем самым повлиял на итог определения поставщика.

Что делать если не согласовали

Отказ в согласовании обязательно будет содержать обоснование такого решения. Таким образом, далее заказчик должен следовать предписаниям, изложенным в решении об отказе.

Заключение контракта без согласования грозит заказчику штрафом в размере 30 тыс. руб. (ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ).

14.12.2018

Аноним

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/658-poryadok-soglasovaniya-zaklyucheniya-kontrakta-s-edinstvennym-postavshchikom-p-25-ch-1-st-93

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Случаи согласование закупки с контрольным органом

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня речь пойдет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Это один из излюбленных способов закупки среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.

Об этом также свидетельствуют и статистические данные с официального сайта www.zakupki.gov.ru. За 2015 год по 44-ФЗ доля закупок у единственного поставщика составила 21,44% (2-е место среди всех закупок), а по 223-ФЗ — 46,90% (1 место среди всех закупок).

Как вы видите цифры эти весьма внушительные. Поэтому нам, как поставщикам, необходимо детально разобраться в этом вопросе и понять, как стать для заказчика тем самым единственным поставщиком, с которым впоследствии и будет заключен контракт.

Тема это достаточно большая, поэтому в этой статье мы рассмотрим лишь ключевые моменты. И так, давайте приступим…

1. Что значит закупка у единственного поставщика?
2.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
— Случаи закупки у единственного поставщика
— Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком
— Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика
— Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика
3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ
4. Выводы и рекомендации

1. Что значит закупка у единственного поставщика?

Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами.

Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.

2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.

За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.

Случаи закупки у единственного поставщика

Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч.

1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 45 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти по этой ссылке и самостоятельно с ними ознакомиться.

Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:

  • Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
  • Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;
  • Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
  • Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Закупки коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
  • Закупки у субъектов естественных монополий;
  • Закупки в сфере государственного управления и обороны;
  • и иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.

Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 100 тыс. руб.

Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн.

рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком

В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо  согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.

Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика

Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.

Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП

Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.

Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.

Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП

Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.

Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.

Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч.3 ст. 93 44-ФЗ, не требуется.

Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки (до размещения извещения и заключения контракта).

Примечание: Согласно ч. 3 ст.

93 44-ФЗ в случае осуществления закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения ч. 3 ст.93 44-ФЗ не распространяются на случаи осуществления закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Шаг №7. Подготовка и размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки у ЕП (размещается не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта).

Примечание: Извещение размещается при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Этап 3. Заключение контракта с ЕП

Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).

Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.

Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г.

№ 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.

Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40, 41, 44, 45 ч. 1 ст. 93.

Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП

Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).

Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд выступает ФАС России, при закупках в рамках государственного оборонного заказа – Рособоронзаказ, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)

Шаг №11. Привлечение независимых экспертов (при приемке товаров, работ, услуг).

Примечание: Согласно ч.4 ст.

94 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у ЕП (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:

1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;

4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Минусы  закупки у ЕП:

1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;

2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео от “Что делать ТВ”. Хороший и понятный видеоролик за исключением прямой рекламы правовой системы “Консультант Плюс”. Но эта реклама абсолютно не влияет на ценность излагаемой информации.

3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.

https://www.youtube.com/watch?v=dOv4uxNwBXw

В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.

Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает100 тыс. рублей.

В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.

Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика.

В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.

В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС (а до ввода ЕИС в эксплуатацию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).

Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ.

Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908.

Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:

  1. Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;

Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/zakupka-u-edinstvennogo-postavshika.html

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать

Случаи согласование закупки с контрольным органом

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов. 

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 300 тыс. рублей.

Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.

) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. 

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. 

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

    Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.

 Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ. 
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку. 
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено. 
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://school.kontur.ru/publications/51

НарушенийНет
Добавить комментарий