Закон о целевом обучении

Целевое обучение: профанация или экономическая необходимость

Закон о целевом обучении

1 января 2019 года вступит в силу Федеральный закон № 337-ФЗ, который существенно изменит практику целевого набора в вузы страны. Михаил Ланцман рассказывает, как целевое обучение будет выглядеть уже в ближайшую приёмную кампанию 2019 года.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Ежегодно довольно существенный процент бюджетных мест в вузах страны отдаётся так называемым «целевикам».

Например, в 2017 году более 90 000 абитуриентов стали студентами бюджетных отделений высших учебных заведений на основании договора о целевом обучении.

Это почти в 15 раз больше, чем поступивших на бюджетные места в этом же году победителей олимпиад. И кстати, средний балл ЕГЭ «целевиков» составил в 2017 году всего 64,4 балла.

«Олимпиадники», как мы знаем, теперь обязаны подтверждать свою победу в предметной олимпиаде 75 баллами ЕГЭ по профильным предметам. Чтобы стать призёром или победителем олимпиады, нужно отлично знать предмет.

Для «целевика» главная задача — вовремя собрать необходимый пакет документов.

Такое положение вещей многих не устраивает, однако лазейка в вуз для «троечников» (именно так многие относятся к целевому обучению) по-прежнему открыта.

Общественное давление заставляет периодически публично критиковать эту практику на самом высоком уровне. Так, например, два года назад резко высказался о целевом обучении премьер-министр Дмитрий Медведев.

Он назвал данную систему «профанацией» и высказал недовольство некоторыми аспектами: «Получается, что трудоустройство вообще не предполагается или можно отработать хоть один день.

В результате бюджетные деньги потрачены, а та или иная государственная структура — школа или больница — не дождались молодого специалиста».

проблема целевого обучения — это возможность совершенно безнаказанно избежать по окончании обучения (между прочим, за счёт государства) трудовой повинности

А повинность эта, с одной стороны, закреплена в договоре о целевом обучении, а с другой, по факту не является обязательной, поскольку нет прямых рычагов воздействия или наказания так называемых «уклонистов».

Что изменится с 1 января 2019 года

О чудо, спустя два года после упомянутого выше селекторного совещания Дмитрия Медведева с кабинетом министров наша Государственная Дума приняла наконец юридический документ, который призван в корне изменить ситуацию. Речь идёт о Федеральном законе от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения».

Давайте вместе пройдёмся по основным тезисам этого закона.

1. Больше не будет использоваться словосочетание «целевой приём». Действительно, словосочетание «целевой приём» везде заменяется на «целевое обучение». Уже этот факт о многом говорит: теперь акцент делается не на самом факте поступления абитуриента в вуз, а на всём периоде его обучения по целевому набору.

2. Отныне заказчиками целевого обучения могут выступать не только юрлица, но и ИП.

Статья 56 нового закона говорит: «Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем».

3. Заказчик обязан будет закрепить в договоре свои обязательства перед студентом. Заказчик по новому закону должен будет взять на себя следующие обязательства, закреплённые в договоре целевого обучения:

  • материальную поддержку обучающегося и обеспечение жильём;
  • стимулирование его учебных достижений;
  • оплату дополнительного обучения (при необходимости);
  • трудоустройство обучающегося не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

Штрафные санкции. Если заказчик не организует для своего выпускника трудоустройство, прописанное в договоре, то он обязан будет выплатить ему три среднемесячные зарплаты в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Студент тоже берёт на себя вполне конкретные обязательства и информируется о штрафных мерах при их неисполнении. Студент по договору целевого обучения теперь обязан:

  • хорошо учиться, то есть он обязуется успешно пройти образовательную программу (заказчик может даже при желании написать в договоре, каких конкретных образовательных успехов он ждёт от студента);
  • проработать не менее трёх лет там, где укажет заказчик в соответствии с полученной квалификацией.

Штрафные санкции. В случае несоблюдения своих обязанностей — успешной учёбы на протяжении всего срока и отработки в течение трёх лет после окончания обучения — студент (выпускник) обязан будет коспенсировать заказчику все его расходы на целевое обучение. Бросил учёбу — плати, не хочешь работать три года — опять плати.

5. Количество бюджетных мест для «целевиков» будет регулироваться в рамках специальных квот. С 2019 года государство планирует регулировать количество так называемых «целевиков», поступающих на бюджетные места в вузы, специальными квотами.

Рассчитываться эти квоты будут сообразно потребностям экономики страны по тем или иным направлениям подготовки специалистов. Напомню, что до 2019 года количество «целевиков» каждый год не должно было превышать 15% от общего количества распределяемых бюджетных мест.

Как это будет выглядеть уже в 2019 году, мы сможем наблюдать буквально через полгода. Поживём — увидим.

Источник: https://mel.fm/blog/mikhail-lantsman/68304-tselevoye-obucheniye-profanatsiya-ili-ekonomicheskaya-neobkhodimost

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ

Закон о целевом обучении

Принят Государственной Думой 25 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Статья 1

Внести в статью 435 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4234) следующие изменения:

1) в пункте 1 слова “договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, заключаемых” заменить словами “договора о целевом обучении, заключаемого”;

2) в пункте 3 слова “договора о целевом приеме и (или)” исключить.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 50, ст. 7337; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 1, ст. 62; 2017, N 31, ст. 4824; 2018, N 1, ст. 7) следующие изменения:

1) в пункте 3 части 4 статьи 24 слова “договором о целевом приеме или” исключить;

2) в пункте 12 части 1 статьи 44 слова “договоров о целевом приеме и” исключить;

3) в части 2 статьи 61 слова “договора о целевом приеме или” исключить.

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 27, ст. 4160; 2017, N 18, ст. 2670; 2018, N 27, ст. 3945) следующие изменения:

1) в части 3 статьи 53 слова “договора о целевом приеме и” исключить;

2) статью 56 изложить в следующей редакции:

“Статья 56. Целевое обучение

1.

Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5.

В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6.

В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7.

Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8.

Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.”;

3) в части 4 статьи 68 третье предложение изложить в следующей редакции: “В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 711 настоящего Федерального закона.”;

4) в части 3 статьи 70 слова “в том числе целевой прием” заменить словами “в том числе прием на целевое обучение”;

5) дополнить статьей 711 следующего содержания:

“Статья 711. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

1.

Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:

1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;

3) государственными корпорациями;

4) государственными компаниями;

5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ “О промышленной политике в Российской Федерации”;

6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части;

9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.

3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:

1) Правительством Российской Федерации – за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления – за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

5.

Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

6.

В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.”;

6) в части 5 статьи 100 слова “вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в порядке, утвержденном в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона” заменить словами “осуществляют прием на целевое обучение в пределах установленных контрольных цифр приема в порядке, установленном в соответствии со статьей 711 настоящего Федерального закона”.

Статья 4

1.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

2. Действие положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/08/07/337-fz-dok.html

НарушенийНет
Добавить комментарий