Закон об унитарных предприятиях 2019

Закон об унитарных предприятиях 2019

Закон об унитарных предприятиях 2019
Унитарное предприятие Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения Статья 5.

Филиалы и представительства унитарного предприятия Статья 6.

Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях Статья 7.

Ответственность унитарного предприятия Глава II.

Закон об унитарных предприятиях 2015

Речь идет о том, что государственные и унитарные предприятия будут руководствоваться при осуществлении закупок Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд «.

Соответствующий законопроект 1 предусматривает, что такая обязанность может появиться у них уже с 1 января 2019 года.

Исключение составят закупки, осуществляемые предприятиями: за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия. В этих случаях унитарные предприятия смогут применять положения Федерального закона от 18 июля 2011 г.

Общие положения

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Гражданский кодекс

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. 3.

Статья 113

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3.

Статья 114

Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

5.

Государственные унитарные предприятия должны платить в госбюджет 75 % чистой прибыли

Раньше этот минимальный размер зависел от статуса госпредприятия. Естественные монополисты и предприятия с годовой прибылью свыше 50 млн.

грн. отчисляли в бюджет не менее 30 % чистой прибыли, все остальные — не менее 15 %.

Источник: http://arbitrkrsk.ru/zakon-ob-unitarnyh-predprijatijah-2015-44031/

Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 591-Д

Закон об унитарных предприятиях 2019

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект «разработан в целях определения правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий, прав и обязанностей собственников их имущества, порядка создания, реорганизации и ликвидации указанных предприятий».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

По тексту законопроекта используется конструкция «муниципальное образование». Необходимо отметить, что данный термин характерен для законодательства Российской Федерации.

Безусловно, курс на гармонизацию законодательства Донецкой Народной Республики с законодательством Российской Федерации имеет приоритетное значение при разработке и принятии Народным Советом Донецкой Народной Республики законодательных актов, однако действующее законодательство Донецкой Народной Республики лишено положений, предусматривающих определение термина «муниципальное образование», что является прямой предпосылкой к его различному толкованию.

Стоит также указать, что в настоящий момент в законодательстве Донецкой Народной Республики применяется термин «территориальная община» (статья 2 Закона Донецкой Народной Республики от 28.11.2014 № 01-IHC «О местных выборах Донецкой Народной Республики»).

С учетом изложенного предлагаем положения законопроекта в части использования конструкции «муниципальное образование» доработать.

Частью 2 статьи 7 законопроекта предусмотрено, что «Донецкая Народная Республика, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана указаниями или иными действиями собственника его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам».

Вместе с тем, законопроектом не предусмотрена такая форма юридически значимого поведения собственника имущества как бездействие, которое также может привести к несостоятельности (банкротству) предприятия. С учетом изложенного предлагаем часть 2 статьи 7 законопроекта после слов «иными действиями» дополнить словом «(бездействием)».

Пунктом 6 части 3 статьи 9 законопроекта предусмотрено, что «устав унитарного предприятия должен содержать порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора». Указанное положение основано на абзаце шестом части 3 статьи 9 Закона № 161-ФЗ.

Однако аналогичные положения Закона № 161-ФЗ также закрепляют, что порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора осуществляется в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Данный подход представляется целесообразным, поскольку именно трудовое законодательство закрепляет основные положения о трудовых договорах и является основой для иных, содержащих нормы трудового права, нормативных правовых актов.

В связи с этим предлагаем пункт 6 части 3 статьи 9 законопроекта дополнить конструкцией «в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами».

Отметим и то, что в пункте 6 части 3 статьи 9 законопроекта установлено, что руководитель унитарного предприятия осуществляет свои полномочия на основании трудового договора. В свою очередь, в абзаце втором части 6 статьи 8 законопроекта установлено, что руководитель унитарного предприятия действует на основании трудового договора (контракта).

Отсутствие в законопроекте единства терминологии противоречит пункту 2 части 2 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IHC) в котором указано, что в тексте нормативного правового акта не допускается употребление в одном и том же смысле разных понятий (терминов).

 Учитывая изложенное предлагаем вышеуказанные нормы привести в соответствие с положениями Закона № 72-IHC.

Частью 5 статьи 9 законопроекта установлено, что «устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли».

В то же время указанный подход не соответствует положениям Закона № 161-ФЗ, частью 5 статьи 9 которого предусмотрено, что «устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия».

Данный подход связан с тем, что частью 5 статьи 12 Закона № 161-ФЗ установлено следующее: «в казенном предприятии уставный фонд не формируется». Аналогичная норма отображена в части 5 статьи 12 законопроекта: «в казенном предприятии уставный фонд не формируется».

Следовательно, положения части 5 статьи 9 не согласованы с положениями части 5 статьи 12 законопроекта и не соответствуют законодательному опыту российского законодателя.

На основании изложенного предлагаем в части 5 статьи 9 законопроекта слова «размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли» заменить словами «порядке распределения и использования доходов казенного предприятия».

Частью 3 статьи 15 законопроекта предусмотрено следующее:

«Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков».

Положения указанной части основаны на положениях части 3 статьи 15 Закона № 161-ФЗ, которой предусмотрено также право кредитора потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения обязательства, что не отражено в части 3 статьи 15 законопроекта. Отметим и то, что право кредитора потребовать прекращения обязательства государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков отражено и в части 4 статьи 15 законопроекта.

С учетом изложенного предлагаем часть 3 статьи 15 законопроекта после слов «потребовать от государственного или муниципального предприятия» дополнить словам «прекращения или».

Статьей 21 законопроекта предусмотрены положения, регламентирующие правовой статус руководителя унитарного предприятия.

Для совершенствования правового регулирования указанных правоотношений определенный интерес представляет законодательный опыт Российской Федерации. Так, абзацем вторым части 2 статьи 21 Закона № 161-ФЗ предусмотрено, что руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

Включение подобной нормы в законопроект позволит обеспечить подтверждение руководителем унитарного предприятия своей квалификации, уровня знаний и навыков.

На основании изложенного предлагаем часть 2 статьи 21 законопроекта дополнить абзацем следующего содержания: «Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия».

Абзацем вторым части 1 статьи 37 законопроекта предусмотрено, что «до вступления в силу закона, регулирующего вопросы организации органов местного самоуправления, муниципальными образованиями в понимании настоящего Закона являются село, поселок, город, район в городе, район».

Обращаем внимание, что положения абзаца второго части 1 статьи 37 законопроекта не соответствуют положениям части 2 статьи 54 Конституции Донецкой Народной Республики, которой предусмотрено, что «административно-территориальными единицами Донецкой Народной Республики являются районы и города республиканского значения». В связи с этим предлагаем положения абзаца второго части 1 статьи 37 законопроекта привести в соответствие с Конституцией Донецкой Народной Республики.

В части 5 статьи 37 законопроекта разработчиком дана ссылка на часть 7 статьи 30 законопроекта, в то время как статья 30 состоит из трех частей. В связи с этим предлагаем согласовать данную отсылочную норму с положениями законопроекта.

Частью 6 статьи 37 законопроекта предусмотрено, что до вступления в силу закона, регулирующего бюджетные отношения, ежегодные перечисления государственных или муниципальных предприятий, предусмотренные частью 2 статьи 17 законопроекта, производятся в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики.

В свою очередь, частью 2 статьи 17 законопроекта установлено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и сроки, которые определяются Правительством Донецкой Народной Республики или органами местного самоуправления.

https://www.youtube.com/watch?v=R3rJstJ6Bd8

Следует отметить, что исходя из положений пункта 1.2 Временного (типового) положения о местных администрациях Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 19.01.

2015 № 13 (далее – положения о местных администрациях) «местные администрации представляют соответствующие муниципальные общины в переходный период и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления на соответствующей административно-территориальной единице, определенные настоящим Положением».

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.4 положения о местных администрациях глава местной администрации в пределах своей компетенции организует формирование и утверждает местный бюджет и отчеты о его исполнении.

Таким образом, бюджетная система Донецкой Народной Республики уже предполагает существование местных бюджетов. Следовательно, в данный момент нет оснований для отложения момента вступления в силу части 2 статьи 17 законопроекта, так как муниципальные предприятия уже могут осуществлять ежегодные перечисления в соответствующие местные бюджеты.

Более того, закрепление положений части 6 статьи 37 законопроекта приведет к ограничению гарантированных Конституцией Донецкой Народной Республики прав местного самоуправления, так как доходы от муниципальных предприятий будут необоснованно направляться в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики.

На основании изложенного предлагаем часть 6 статьи 37 законопроекта исключить.

Стоит отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 5, 11, 48, 57, 58 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Источник: https://supcourt-dpr.su/zakonodatelnaya-iniciativa/zaklyucheniya/zaklyuchenie-k-proektu-zakona-doneckoy-narodnoy-180

О государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Так, он вводит запрет на создание государственными унитарными предприятими на базе закрепленного за ними имущества дочерних предприятий. Согласно п. 3 ст.

37 Закона созданные унитарными предприятиями до вступления в силу настоящего Федерального закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления Закона в силу.

Следовательно, уже сейчас руководители всех ГУПов, имеющих дочерние унитарные предприятия, должны начать работу по подготовке реорганизации.

В этом процессе возникает значительное количество юридических вопросов, требующих профессионального подхода к их разрешению, например, вопросы о будущем трудовых коллективов и администрации дочерних предприятий. Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года.

В форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Специальная правоспособность обусловливает ограничения на совершение сделок унитарным предприятием, не предусмотренные законом для других коммерческих организаций. Согласно п. 3 ст.

18 Закона N 161-ФЗ движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Причем ничтожность таких сделок не зависит от того, были ли они совершены с согласия либо без согласия собственника имущества предприятия (п.

Несмотря на то, что законопроект предусматривает введение запрета на деятельность ГУП и МУП на конкурентных рынках, предлагается составить список исключений.

Изначально в нем фигурировали только предприятия, обеспечивающие оборону и безопасность государства, и субъекты естественных монополий.

Теперь же список пополнится предприятиями, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера, а также учреждениями в области культуры, искусства и сохранения культурных ценностей.

Госдума приняла во вторник в первом чтении законопроект, ограничивающий сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий и предусматривающий ликвидацию или реорганизацию ГУП и МУП на товарных рынках.

Участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечёт их монополизацию.

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав вносятся соответствующие изменения. 5.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного.

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности

Законопроектом предлагается установить запрет создания унитарных предприятий либо изменения видов их деятельности, за исключением случаев, когда унитарное предприятие создаётся в целях обеспечения обороны и безопасности государства и предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства России либо для работы в сферах естественных монополий или гособоронзаказа. Законопроектом также предусматривается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предлагаемых изменений и осуществляющие деятельность на товарных рынках, будут подлежать ликвидации или реорганизации.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В частности, унитарное предприятие вправе сдавать в аренду недвижимое имущество только при получении согласия собственника имущества предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ), а также после проведения оценки сдаваемого в аренду имущества (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Законопроект, внесенный правительством РФ, запрещает с 2019 года создание новых ГУП и МУП, за исключением отдельных случаев.

Исключение сделано для унитарных предприятий, созданных, во-первых, в соответствии с федеральными законами, актами президента или правительства, во-вторых, учредителями которых выступают Минобороны и ФСБ, в-третьих, в сфере естественных монополий.

Ранее о необходимости ликвидации или реорганизации ГУП и МУП высказывался глава ФАС Игорь Артемьев. Он подчеркивал их неэффективность как формы собственности на конкурентных рынках. По его словам, унитарные предприятия препятствуют развитию конкуренции и способствуют сохранению государственно-монополистических тенденций в экономике.

К тому же такие предприятия могут создавать условия для «обхода» конкуренции на закупках, а также вывода собственности, принадлежащей государству.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» подготовлен ФАС России в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы (утверждён Указом Президента России от 21 декабря 2017 года №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции») и решениями по итогам заседания Правительства России 30 августа 2018 года.

Пункт 2 ст. 6 Закона установил, что решение об участии унитарного предприятия в других юридических лицах может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение приобретенной долей участия также может осуществляться лишь с согласия собственника (второй абзац п. 2 ст. 6 Закона).

Необходимость в его принятии не вызывает сомнения, хотя бы уже ввиду огромного количества МУПов и ГУПов в нашей стране и отсутствие единого законодательного акта на федеральном уровне, регулирующего деятельность этих специфичных субъектов гражданского оборота.

До настоящего времени вопросы по созданию и деятельности МУПов и ГУПов регулировались лишь несколькими статьями ГК Российской Федерации и многочисленными подзаконными актами правительства, министерств и ведомств, субъектов федерации и муниципальных образований.

Участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечёт их монополизацию.

Во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект об упразднении организационно-правовой формы унитарных предприятий (ГУП, МУП). Его текст подготовила ФАС во исполнение указа Путина, который был подписан в марте 2018 года.

В отличие от коммерческих организаций других правовых форм, унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью. Оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст.

3 Закона N 161-ФЗ). Унитарное предприятие не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами (п. 18 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.

1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

По информации ФАС России, по состоянию на 1 января 2018 года количество унитарных предприятий составило 18624, что на 39% больше, чем по состоянию на 1 января 2013 года.

Закон устанавливает ряд ограничений на распоряжение унитарным предприятием недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, а также на привлечение предприятием кредитных средств.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 3 декабря 2002 г.

При этом ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путём передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.
Закон содержит значительное количество новелл и норм, не известных прежнему законодательству, регулирующему деятельность данных предприятий.

Большая часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией. Значительное число таких предприятий работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, где применим механизм концессии (концессия в ЖКХ), а также в сферах управления жилым фондом, торговли и оказания услуг.

Новой является также обязанность указания в уставах унитарных предприятий кроме цели и предметов деятельности еще и видов деятельности.

Теперь всем их контрагентам необходимо установить, что сделка, соответствуя общей цели деятельности предприятия, не выходит за рамки предмета деятельности, указанного в уставе, а также убедиться, что ее совершение соответствует одному определенному виду такой деятельности.

Предполагается, что унитарные предприятия могут быть преобразованы в акционерные общества или бюджетные учреждения, что позволит открыть рынки для малого бизнеса. Если же собственник не примет меры для реорганизации такого предприятия, то антимонопольный орган будет вынужден обратиться в суд с исковыми требованиями о его ликвидации.

В первую очередь следует отметить, что унитарное предприятие является одной из форм коммерческих организаций (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Однако, в отличие от других коммерческих организаций, унитарное предприятие является юридическим лицом, имущество которого принадлежит на праве собственности не самому предприятию, а его учредителю — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

За предприятием имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или (за казенным предприятием) на праве оперативного управления (п. 2 ст. 48, п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ)).

При этом ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путём передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.
По его словам, депутаты не смогут не учесть этой позиции Совфеда. Вместе с тем, по словам Володина, документ можно доработать, а не отклонять на нынешнем этапе.

N 230, в “Российской газете” от 3 декабря 2002 г. N 229, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г.

Согласно статистике, по состоянию на 1 января 2018 года унитарных предприятий в стране насчитывалось почти 18 500. Их них свыше 15 000 учреждены на уровне местного самоуправления.

Источник: http://rusjaimini.ru/konsultaciya-yurista/2896-zakon-ob-unitarnykh-predpriyatiyakh-2019.html

Закон 161 – О государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Закон об унитарных предприятиях 2019

Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” под номером 161 определяет статус соответствующих учреждений, правовую основу их деятельности, порядок создания, реорганизации и упразднения. Текст закона активно дорабатывается и приводится в актуальное соответствие с общими нормами законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

А вы знаете, какому вопросу посвящен 210 ФЗ с изменениями на 2018 год?

Описание закона

ФЗ 161 был принят 11 октября 2002 года. Краткое содержание Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” можно рассмотреть по структурному разделению документа по главам:

  • общие положения — определяют основные понятия закона, регулируют общие аспекты, участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях, их ответственность;
  • процедура учреждения гос или муниципального унитарного предприятия;
  • предписания по имуществу и уставному фонду;
  • управление учреждением;
  • порядок реорганизации и ликвидации данных организаций.

Каждая глава регламентирует отдельные вопросы по приведенным положениям. Все они активно дорабатываются в соответствии с изменениями в текущем законодательстве. Последние поправки в документ были внесены в мае 2016 года.

Под таким же номером существует 161 ФЗ о национальной платежной системе (последняя редакция).

Основное в ФЗ о гос и муниципальных унитарных предприятиях

Унитарным предприятием по ФЗ 161 согласно статье 2 считается коммерческая организация, которая не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Такой формой обладают только государственные или муниципальные учреждения. Собственником их имущества является Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования.

Статья 2 регулирует основные принципы, касающиеся деятельности данных организаций:

  • используемое имущество является неделимым;
  • не допускается создание дочерних учреждений с передачей части имущества;
  • организация должна обладать собственным балансом;
  • унитарные предприятия могут быть следующих видов — государственное с правом хозяйственного ведения и казенное с правом оперативного управления;
  • печать учреждения должна быть круглой, с информацией на русском языке по названию и местонахождению, допускается дополнительно указывать аналогичную информацию на иных языках;
  • не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества РФ.

Скачать Закон о государственных унитарных предприятиях ФЗ 161 можно по данной ссылке. Документ представлен в последней редакции, с актуальными на 2017 год изменениями.

ФЗ 161 о ГУП и МУП регламентирует основные вопросы деятельности данных организаций. Текст закона будет актуален для его учредителей, собственников, правозащитников. Востребован он и для юристов, изучающих соответствующие разделы законодательства РФ.

Последние изменения в Законе о ФГУП

Последние изменения в ФЗ 161 о гос и муниципальных унитарных предприятиях были внесены 23 мая 2016 года. Они коснулись следующих положений:

  • во втором абзаце п 1 ст 2 ФЗ 161 были исключены слова «, а также государственная академия наук в порядке, установленном Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике«;
  • второй абзац п 2 ст 8 признан утратившим юридическую силу;
  • в п 2 ст 9 также были исключены слова «, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», — государственными академиями наук«;
  • в первом абзаце п 7 статьи 9 были исключены слова “государственной академии наук, “;
  • в статье 20.1 из наименования исключили слова «и подведомственных государственным академиям наук федеральных государственных унитарных предприятий«, а также упразднили второй пункт.

Некоторые статьи об управлении унитарными предприятиями актуальны как для руководителей, так и для юристов. Их редакцию следует рассмотреть в отдельном порядке.

Статья 21 ФЗ 161 содержит положения о руководителе унитарного предприятия. Предписывается, что он вправе действовать от лица учреждения без доверенности. При этом руководитель не может выступать учредителем другого юридического лица или занимать иные оплачиваемые должности в государственных организациях. Изменения в данную статью не вносились с даты опубликования закона.

Статья 22 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” под номером 161 регулирует заинтересованность в заключении сделок.

Предписываются условия, по которым руководитель признается заинтересованным, а также необходимость в данной ситуации согласовывать сделку с собственником имущества.

Поправки в данные положения закона не вносились, статья 22 действует в своей первоначальной редакции.

Ст 23 ФЗ 161 определяет понятие крупной сделки. Последние поправки в закон были внесены в 2013 году, по ним первый пункт был дополнен словами «, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами«.

Источник: https://2020-g.ru/novye-zakony-rf/zakon-161-o-gosudarstvennyh-i-municipalnyh/

Ликвидация унитарных предприятий: сроки будут продлены, имущество пройдет ревизию

Закон об унитарных предприятиях 2019

28 февраля

Механизмы ликвидации МУПов и ГУПов обсудили участники круглого стола в ОП РФ

Как повлияет ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий на развитие экономики? Будет ли она способствовать развитию конкуренции на локальных рынках? Получат ли граждане социальные услуги, если закроют МУПы в их городе?

На эти и другие вопросы попытались ответить участники состоявшейся в ОП РФ общественной экспертизы проекта Федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».

Модератор встречи председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов обратил внимание на то, что данный законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, вносит серьезные изменения, во-первых, в порядок обеспечения россиян услугами первой необходимости, а во-вторых, — в работу органов власти, прежде всего на региональном и местном уровне.

«Проект федерального закона опирается на поручения Президента и национальный план развития конкуренции в РФ на 2018–2020 годы.

Суть поручений — сократить долю хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках, учреждаемых и контролируемых государством, среди общего их количества.

Подчеркну: речь идет об ограничении количества, а не о полной ликвидации. Как реализовать это на практике, мы и должны сегодня обсудить», — сообщил Максимов.

Член ОП РФ рассказал, что в документе прописан запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий. Существующие же ГУПы и МУПы необходимо реорганизовать в другие правовые формы до 1 января 2021 года, за исключением тех, которые работают в сфере обеспечения обороны и безопасности страны либо осуществляют деятельность в сферах естественных монополий.

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский напомнил о предыстории создания рассматриваемого законопроекта: «В силу своих полномочий Федеральная антимонопольная служба РФ ежегодно проводит оценку состояния конкуренции на товарных рынках в России. Последние годы есть тенденция, которая беспокоила ФАС и с которой мы неоднократно обращались в правительство, — существенное увеличение госсектора в экономике. Это сужает частный сектор, что негативно отражается на уровне состояния конкуренции на территории страны». 

По мнению замглавы ФАС, функционирование унитарных предприятий на конкурентном рынке на уровне субъекта РФ ведет к тому, что этот рынок вскоре становится монопольным. Если нишу занимает государство, то частный бизнес не может конкурировать на равных с унитарным предприятием.

«Правовая форма “унитарное предприятие” предполагает отсутствие своего имущества, используется государственное или муниципальное имущество.

Унитарные предприятия получают государственную поддержку без антимонопольного контроля, их финансовая отчетность закрыта, и узнать, куда потрачены деньги, практически невозможно.

Таким образом, создаются неравные условия деятельности на рынке, это не позволяет развиваться конкуренции», — сказал Сергей Пузыревский.

По данным ФАС на сегодняшний день в Российской Федерации действует около 18 тысяч унитарных предприятий, из них 15 тысяч — это МУПы, 2,5 тысячи — предприятия субъектов РФ и около одной тысячи — ГУПы.

Сергей Пузыревский рассказал, что основной вид деятельности унитарных предприятий — это сдача имущества в аренду. Другой источник дохода для таких организаций — получение субсидий от государства: «Для унитарных предприятий существует мотивация показать убытки, чтобы получить субсидию, сама экономика их к этому подстегивает. Если рентабельность положительная, то в субсидии отказывают».

Замглавы ФАС напомнил, что министр финансов Антон Силуанов в свое время давал поручение оценить, сколько будет стоить перевод унитарных предприятий в другие правовые формы. Выяснилось, что сами эти организации не знают, сколько у них имущества, потому что оно не поставлено на учет.

«То есть они сдают госимущество, но сами не знают, сколько его у них.

Даже если этот закон будет принят и просто пройдет ревизия имущества, государство получит информацию о таком объеме имущества, которое мы себе не представляем, а это доходная часть бюджетов регионов и муниципалитетов. Сам факт постановки на учет будет обелением этой сферы, которая пока находится в серой зоне», — отметил Сергей Пузыревский.

Он также сообщил, что на сегодняшний день подготовлены поправки в законопроект, согласно которым срок ликвидации унитарных предприятий увеличен до 1 января 2023 года. Также северные и приравненные к ним территории могут не ликвидировать унитарные предприятия, если считают их деятельность необходимой населению.

Андрей Максимов отметил, что многие вопросы по содержанию законопроекта снимаются поправками, которые подготовило ведомство.

«Нам отрадно, что ФАС разделяет опасения экспертов и учитывает все многообразие условий жизни в разных муниципальных образованиях.

Мы поддерживаем идею о том, что государство может оказывать услуги на коммерческой основе там, где нет предпринимательской или социально-предпринимательской активности.

Позитивно оцениваем то, что срок постепенной ликвидации продлен и есть возможность сохранить МУПы на отдаленных территориях, там, где это актуально», — заявил общественник.

Проведенный среди региональных ОП опрос показал, что в сельских поселениях некоторые услуги невозможно оказать за счет частного бизнеса, рассказал Максимов. Например, в отдаленных районах аптеки только государственные, и бизнес туда не идет.

По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимира Винницкого, такие сферы, как энергетика, транспорт и алкоголь, должны полностью регулироваться государством. Общественник предложил разработать механизм общественного контроля за деятельностью тех унитарных предприятий, которые решено будет оставить.

Источник: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/48403

НарушенийНет
Добавить комментарий