Защита жилищных прав в административном порядке

Принципы защиты жилищных прав

Защита жилищных прав в административном порядке

  1. Защита нарушенных жилищных прав производится судьей в согласовании с подведомственностью дел, которая была установлена процессуальными нормативно-правовыми актами.
  2. Защита жилищных прав в административном порядке производится лишь в вариантах, которые были предусмотрены реальным Кодексом, или иным общегосударственным законом. Решение, которое было принято в административном порядке, быть может опротестовано в суде.
  • признания жилищного права;
  • восстановления положения, который существовал до нарушения жилищного права, и пресечения действий, которые нарушают это право либо создающих угрозу его нарушения;
  • признания судьей недействующими всецело либо частично нормативного правового акта муниципального органа или нормативного законодательного акта органа местного самоуправления, которые нарушают жилищные права и противоречащих истинному Кодексу либо принятым в согласовании с реальным Кодексом общегосударственному закону, иному нормативному правовому акту,которые имеет большую, чем обозначенный нормативный законодательной акт муниципального органа или нормативный законодательный акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  • неприменения судом нормативного законодательного акта муниципального органа либо нормативного законодательного акта органа местного самоуправления, противоречащих истинному Кодексу, либо принятым в согласовании с реальным Кодексом общегосударственному закону, иному нормативному правовому акту, которые имеет большую, чем обозначенный нормативный законодательной акт муниципального органа либо нормативный законодательной акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  • окончания либо изменения жилищного правоотношения;
  • другими методами, которые были предусмотрены настоящим Кодексом или иным общегосударственным законом.

Комментируемая публикация посвящена защите жилищных прав. Но из самой статьи непонятно, кто (какие участники жилищных отношений) подлежит защите.

Замечание 1

Из ст. 1 ЖК России получается, что жилищные нормативно-правовые акты основываются «на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты».

В п. 2 ст. 4 ЖК Российской Федерации называются участники жилищных отношений: жители, организации и другие, имеющие (или потенциально имеющие) жилищные права.

Поэтому, также основываясь на судебной практике, следует прийти к выводу, что комментируемая публикация предугадывает защиту жилищных прав всех участвующих жилищных отношений (не включая граждан).

Касательно людей, то защита их прав предоставляется в приоритете Конституцией, в статье 46 которой установлено:

  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и деяния (либо бездеятельность) органов гос. власти, местных административных органов, публичных объединений и руководящих лиц могут быть опротестованы в суде.
  3. Каждый вправе, в согласовании с межгосударственными договорами России, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если закончены все существующие внутригосударственные средства законодательной защиты.
  4. В части 1 комментируемой статьи сначала приводится судебная защита жилищных прав. А именно, ГК Российской Федерации представляет сведения, что защита нарушенных, либо оспоренных гражданских прав производится в согласовании с подведомственностью дел, которая была установлена процессуальным нормативно-правовыми актами, судом, арбитражным судом, либо третейский судом (согласно статье 11).
  5. В рамках гражданского гражданских процессов в суде разрешаются споры, которые вытекают из гражданских, жилищных, семейных, трудовых и других правоотношений, если сторонами либо одной из сторон в споре является гражданин Российской Федерации, и в некоторых других вариантах. Споры между организациями, обычно, разрешаются в порядке арбитражного судопроизводства. Но процессуальные нормативно-правовые акты касаются не только граждан и организаций. Вопросы гражданского судопроизводства еще обширнее — обеспечить защиту прав, свобод и интересов всех субъектов правоотношений. В текущее время действуют ГПК России и АПК России.

Статья 5 ГПК России приводит сведения, что правосудие по гражданским делам, подконтрольным судам общей юрисдикции, производится лишь этими судами по правилам, которые были установлены нормативно-правовыми актами о гражданском судопроизводстве. Эти положения полностью относятся к жилищным вопросам.

В обозначенной статье нашла себя идея, приведенная в статье 118 Конституции: правосудие в России производится исключительно судом, согласно части 1. В части 2 статьи 118 также приводятся сведения, что судебная власть производится с помощью конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Замечание 2

По другому говоря, гражданское судопроизводство является самостоятельным, и в рамках этого судопроизводства судами рассматриваются подконтрольные им гражданские дела.

Источник: https://www.zaochnik.com/spravochnik/pravo/kommentarij-k-zhilischnomu-kodeksu-rossijskoj-fede/printsipy-zaschity-zhilischnyh-prav/

Защита жилищных прав осуществляется следующими путями:

Защита жилищных прав в административном порядке

1)

2) признание права на жилище;

Необходимость в этом способе защиты возникает в случае, когда наличие у лица определенного субъективного жилищного права кем-либо отрицается, оспаривается (например, нанимателем, наймодателем, членами семьи нанимателя, собственником жилого помещения), подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий.

Вследствие возникшей ситуации правовой неопределенности лицо не может воспользоваться своим субъективным жилищным правом (например, правом члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма пользоваться жилым помещением).

Признание жилищного права в качестве способа защиты осуществляется в судебном (юрисдикционном) порядке, так как только суд может официально подтвердить наличие или отсутствие у лица спорного жилищного права[20];

3) восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

Данный способ защиты жилищных прав применяется при совершении противоправных действий против обладателя субъективного жилищного права и имеет целью устранить последствия правонарушения или же само правонарушение, носящее длящийся характер. В качестве примеров указанного способа защиты жилищных прав можно привести:

– выселение в судебном порядке по требованию собственника жилого помещения гражданина из жилого помещения в случае, если он после предупреждения собственника жилого помещения продолжает нарушать права и законные интересы соседей, использовать жилое помещение не по назначению или без уважительных причин, не проведет необходимый ремонт в целях устранения допущенного им разрушения жилого помещения (ч. 2 ст. 35 ЖК);

– выселение поднанимателя и вселенных совместно с ним граждан в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения или расторжения договора поднайма жилого помещения и отказа поднанимателя освободить жилое помещение (ч. 5 ст. 79 ЖК);

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих Жилищному кодексу или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

Основой для закрепления в ЖК РФ указанного способа защиты жилищных прав являются положения ст. 120 Конституции РФ, предусматривающие обязанность суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимать решение в соответствии с законом.

Данный способ защиты жилищных прав означает, что суд общей юрисдикции, установив при разрешении конкретного жилищного спора, что нормативный правовой акт, регулирующий спорные жилищные правоотношения, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ЖК РФ или принятому в соответствии с этим Кодексом федеральному закону или иному нормативному правовому акту), применяет нормы нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.

Речь идет, таким образом, о проверке законности нормативного правового акта в рамках разрешения судом конкретного жилищного спора (так называемый косвенный судебный контроль за законностью нормативных правовых актов). Такая проверка не может повлечь за собой утрату данным актом юридической силы.

При этом в мотивировочной части решения суда приводятся мотивы, по которым тот или иной нормативный правовой акт не подлежит применению к конкретному случаю.

В резолютивной же части судебного решения формулируется только ответ суда на заявленные исковые требования без указания на признание судом нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

5) признание судом полностью или частично не действующими нормативного

правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих Жилищному кодексу или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному

нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

Данный способ защиты жилищных прав означает, что гражданин, считающий, что его жилищные права нарушены принятым нормативным правовым актом государственного органа либо нормативным правовым актом органа местного самоуправления, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим: а) ЖК РФ; или б) принятому в соответствии с Кодексом федеральному закону; или в) иному нормативному правовому акту,

имеющим большую, чем оспариваемый нормативный правовой акт, юридическую силу. Другими словами, речь идет об оспаривании нормативного правового акта, регулирующего те или иные виды жилищных отношений, субъектами жилищных прав;

6) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

Прекращение или изменение жилищного правоотношения как способ защиты жилищных прав допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.

Применение указанного способа защиты жилищных прав возможно как по соглашению сторон, так и по требованию одной из сторон жилищного правоотношения, причем как в связи с противоправными виновными, так и в связи с невиновными действиями субъектов жилищных правоотношений.

Основанием для прекращения или изменения жилищного правоотношения является, как

правило, решение суда, а в отдельных допускаемых законом случаях – соглашение сторон21.

Приведем пример позиции суда при разрешении спора о прекращении права пользования жилым помещением.

В данном примере затрагивается и вопрос толкования судом норм регулирующих основной принцип жилищного права – свобода осуществления жилищных прав.

Основанием прекращения права пользования жилым помещением в данном случае будет признано соглашение сторон (обязательство по освобождению квартиры).

Так, К. обратилась в суд с иском к М., Т., Управлению ФМС по Московской области о прекращении права пользования жилым помещением, указав, что приобрела у О. по договору купли-продажи спорную квартиру. Ранее спорная квартира была приватизирована О. и она являлась её единоличным собственником.

В соответствии с условиями договора ответчики М. и Т., зарегистрированные в ней по месту жительства, обязаны освободить квартиру и сняться с регистрационного учета в течение 15 дней с момента государственной регистрации договора.

Обязательства по освобождению квартиры ответчики подтвердили, оформив соответствующие заявления, однако в установленный договором срок их не выполнили.

Отказывая в удовлетворении исковых требований К., суд первой инстанции сослался на положения ст. 19 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч.2 ст.292 ГК РФ.

Поскольку на момент приватизации спорной квартиры ответчики имели равное с О.

право пользования квартирой, суд пришел к выводу о том, что при смене собственника в связи с договором купли-продажи ответчики сохраняют принадлежавшее им право пользования жилым помещением.

Оформленные ими при заключении договора купли-продажи письменные обязательства об освобождении жилого помещения и снятии с регистрации правового значения, по мнению суда, не имеют.

С таким выводом президиум не согласился, указав следующее.

Имеющийся в материалах дела договор купли-продажи жилого помещения от 15 апреля 2008 года содержит условие о том, что ответчики обязаны освободить жилое помещение и сняться с регистрации в течение 15 дней с момента регистрации договора и перехода права.

Данное обязательство ответчики оформили в письменной форме 8 мая 2008 г., до регистрации договора купли-продажи квартиры.

Президиум указал на неправильность вывода суда первой инстанции о том, что письменное обязательство ответчиков освободить квартиру не имеет правового значения, поскольку ими не подписан сам договор купли-продажи квартиры.

Обязательства ответчиков освободить квартиру и сняться с регистрации, оформлены в письменной форме, сторонами не оспаривались и подтверждают условие договора купли-продажи о прекращении прав других лиц на спорное жилое помещение.

Данное условие договора в силу ст.558 ГК РФ является существенным. Отказывая в иске, суд сослался на положения ст.

9 ГК РФ и указал, что обязательство ответчиков освободить жилое помещение противоречит закону и не влечет прекращения права пользования жилым помещением.

Согласно ч.2 ст. 9 ГК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 1ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Таким образом, жилищный кодекс предусматривает возможность гражданина отказаться от принадлежащего ему права.

Учитывая изложенные обстоятельства, президиум указал на неправомерность вывода суда об отсутствии у ответчиков обязательств освободить спорное жилое помещение и прекратить регистрацию [21] ;

7) иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом или другими федеральными законами.

Дела по жалобам граждан на нормативные правовые акты, принимаемые РФ и субъектами РФ (ст. 125 Конституции РФ) подведомственны судам. Вопрос о законности нормативных актов является предметом рассмотрения судов общей юрисдикции. Так, Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции, в частности, дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств, касающихся прав и свобод граждан.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан не соответствующим закону и отменен решением суда с последующим восстановлением нарушенных прав участников жилищных отношений.

Могут быть поданы в суд жалобы на действия и решения государственных органов и должностных лиц заинтересованными гражданами в соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан»[22].

Необходимым условием наступления ответственности за нарушение жилищных обязательств является наличие вреда, за исключением тех случаев, когда ответственность наступает в виде неустойки или пени за нарушение сроков уплаты квартплаты и коммунальных

платежей [23] . Нарушением жилищных обязательств может быть причинен имущественный (например, разрушение жилого помещения) и моральный вред (например, создание обстановки невозможности совместного проживания).

Вина правонарушителя является субъективным основанием гражданскоправовой ответственности за нарушение жилищных обязательств.

Жилищное законодательство не предусматривает ответственности независимо от вины.

Но Федеральный закон «О защите прав потребителей» содержит правило об ответственности независимо от вины в отношении наймодателей (арендодателей), обязанных предоставлять в соответствии с договором найма (аренды) пользователям коммунальные и иные услуги.

В некоторых случаях предусматриваются специальные условия ответственности, например: систематичность нарушений, безрезультатность применения к правонарушителю мер предупреждения и общественного воздействия.

В результате применения норм жилищного законодательства возникают многочисленные споры. В судебной практике наиболее распространенными являются дела по спорам о признании за гражданами права на жилое помещение, расторжение договоров, обеспечение

жильем в связи со сносом жилых домов и др.

А.Б. Галанин в качестве самостоятельных способов защиты жилищных прав называет предусмотренные ст.

66 ЖК РФ меры защиты нанимателя жилого помещения по договору социального найма при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг. ЖК РФ дает право нанимателю жилого помещения по договору социального найма в такой ситуации по своему выбору потребовать:

– уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме;

– возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме;

– возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя»25.

Мы говорили о том, что защита нарушенных жилищных прав может осуществляться и в административном порядке. Например, в ст. 23.55 КоАП РФ предусматривается рассмотрение органами государственной жилищной инспекции дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.

7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями), ст. 7.22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений) и ст. 7.23(нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами) КоАП.

Такие дела от имени органов государственной жилищной инспекции рассматривают главный государственный жилищный инспектор РФ, его заместители; государственные жилищные инспекторы РФ; руководители государственных жилищных инспекций субъектов РФ, их заместители, в соответствии с полномочиями соответствующих должностных лиц.

1.5

Источник: https://sci-lib.biz/jilischnoe-pravo/zaschita-jilischnyih-prav-osuschestvlyaetsya-50215.html

Способы защиты жилищных прав. Судебная защита

Защита жилищных прав в административном порядке

Жилищный фонд Российской Федерации.

Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ст.

19 ЖК РФ), в которую входят жилые помещения независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Ю.К.

Толстой определяет жилищный фонд как совокупность жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, расположенных в жилых или иных строениях, помещений, которые в зависимости от формы собственности, характера использования, других факторов подчиняются особому правовому режиму и удовлетворяют потребности граждан в жилье постоянно или временно*(49). В юридической литературе были выработаны следующие критерии классификации жилищных фондов:

– по формам собственности в соответствии со ст.

7 Закона Российской Федерации “Об основах жилищной политики”: частный жилищный фонд (фонд, находящийся в собственности граждан и юридических лиц); государственный жилищный фонд (ведомственный фонд, находящийся в федеральной собственности, и фонд в собственности субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд (фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий и учреждений); общественный жилищный фонд, состоящий в собственности общественных объединений*(50); жилищный фонд, находящийся в коллективной собственности (фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов права собственности)*(51).

Ведомственный жилищный фонд образовывался из жилых помещений, поступающих от жилищного строительства, переоборудования нежилых помещений в жилые и приобретаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или организациями.

Например, в Министерстве обороны Российской Федерации в основном к нему относится жилищный фонд в закрытых военных городках, в которых запрещена приватизация жилых помещений, в том числе не имеющих статуса служебных жилых помещений. Согласно ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Однако поскольку согласно ЖК РФ указанные жилые помещения относятся к жилищному фонду Российской Федерации, постольку говорить о наличии ведомственного жилищного фонда можно условно, понимая при этом, прежде всего, совокупность служебных жилых помещений, находящихся в ведении того или иного ведомства (Министерства обороны Российской Федерации, ФСБ России, МВД России и др.), предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих данного ведомства и членов их семей и других граждан, прямо указанных в законодательстве;

– по основаниям предоставления в пользование различают жилые помещения, предоставляемые по договору социального и коммерческого найма и по договору аренды; жилые помещения в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов; жилые помещения, находящиеся в собственности граждан; служебные и специализированные жилые помещения; жилые помещения, предоставляемые гражданам по иным основаниям*(52);

– по направлению использования жилищный фонд, находящийся в государственной или муниципальной собственности, делится на фонд социального использования (предоставляется по договору социального найма жилого помещения, и регулирование отношений происходит на основании жилищного законодательства), фонд несоциального (коммерческого) использования (предоставляется по договору коммерческого найма или аренды, и регулирование отношений происходит в основном в соответствии с гражданским законодательством)*(53), а также иные жилищные фонды.м ЖК РФ устанавливает два критерия дифференциации жилищных фондов: по формам собственности и по целям использования (ст. 19).

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:

1) на частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) на государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) на муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется:

1) на жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) на специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) на индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) на жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция и др.).

В рамках юрисдикционной формы защиты в свою очередь выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты – это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам.

Такие действия называют самозащитой прав.
Система защиты прав граждан, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством РФ, которым установлены как судебные, так и внесудебные процедуры защиты прав граждан Конституцией Российской Федерации (ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками жилищных отношений на территории Российской Федерации, в равной степени обладают правом на судебную защиту, если они полагают, что их жилищные права нарушены.

Согласно ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Защита жилищных прав осуществляется следующими способами:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другими федеральными законами.

К иным способам, в частности, можно отнести защиту жилищных прав органами управления жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья, иных органов управления жилищными фондами.

Под жилищными спорами понимаются конфликтные ситуации, затрагивающие жилищные права и интересы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также воинских частей, учреждений и организаций, связанные с необходимостью защиты их субъективных прав по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Разрешение жилищных споров производится в административном (служебном) и судебном порядке (в порядке обжалования неправомерных действий (бездействия) должностных лиц и в порядке искового производства).

По жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Таким органом, например, является Европейский суд по правам человека – постоянно действующий суд, образованный государствами – участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., в целях обеспечения соблюдения их обязательств по данной Конвенции.

Россия ратифицировала Конвенцию и Протоколы к ней 30 марта 1998 г.

Европейский суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней.

Суд не принимает индивидуальные жалобы, которые являются анонимными либо по существу аналогичными тем, которые уже были им рассмотрены или уже были предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если они не содержат новых относящихся к делу фактов. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы.

Источник: https://studopedia.su/17_112779_sposobi-zashchiti-zhilishchnih-prav-sudebnaya-zashchita.html

Защита жилищных прав

Защита жилищных прав в административном порядке
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Жилищные споры » Защита жилищных прав

Для малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, его обязаны предоставлять либо бесплатно, либо за доступную плату из различных фондов согласно с законодательными нормами.

В соответствии с Конституцией РФ у каждого есть неприкосновенное право на жилье, и его никто не может быть лишен произвольно (ст. 25, 40). Эти конституционные принципы закрепляет и ст. 3 Жилищного кодекса РФ. В данной статье рассматривается правовое регулирование и осуществление, формы, меры и особенности защиты жилищных прав.

Органы защиты жилищных прав граждан

В ч. 2 ст. 40 Конституции РФ определено, что государственные органы и органы местного самоуправления принимают меры поощрения жилищного строительства, способствуют созданию условий для реализации прав на жилье.

Для малоимущих граждан и прочих категорий населения, предусмотренных законом как нуждающиеся в жилье, его обязаны предоставлять либо бесплатно, либо за доступную плату из различных фондов согласно с законодательными нормами (ч. 3 ст.

40 Конституции РФ).

Действия (или бездействие) компетентных органов и чиновников можно обжаловать в судебном порядке. Если жилищное право гражданина нарушено действиями или решениями органов госвласти или местного самоуправления, он вправе обратиться в суд. Незаконный нормативно-правовой акт, нарушающий жилищное право лица, можно признать недействующим целиком или частично, обратившись в суд.

Защита жилищных прав осуществляется с применением административного порядка. Он подразумевает обращение с жалобой или заявлением в компетентный орган или к вышестоящему должностному лицу в отношении субъекта, нарушившего право.

Этот порядок должен быть прямо предусмотрен в законодательстве (правовое основание обычно указано в ЖК РФ или другом федеральном законе).

При несогласии с результатами административной процедуры, гражданин имеет право подать в суд (судебная процедура происходит согласно нормам гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК РФ).

 Прокуратура также вносит весомый вклад в правовое регулирование защиты прав в жилищной сфере.

Судебная защита нарушенных жилищных прав: правовое поле и реализация

Нарушенные жилищные права – компетенция судов согласно правил подсудности и подведомственности дел, предусмотренных нормами процессуального права. Административная защита прав в жилищной сфере реализуется лишь в случаях, которые установлены ЖК РФ или федеральными законами.

Защита жилищных прав в суде может осуществляется как:

  • восстановление существовавшего положения и пресечения нарушающих его действий;
  • признание жилищного права;
  • признание недействующим частично или целиком нормативно-правового акта органа власти или местного самоуправления, который нарушает право гражданина на жилье и противоречит ЖК РФ или другому нормативно-правовому акту, обладающему большей юридической силой;
  • неприменение нормативно-правового акта органа государственной власти или местного самоуправления, противоречащего ЖК РФ или другому акту;
  • прекращение или изменение жилищных правоотношений;
  • защита нарушенных жилищных прав осуществляется другими методами, регламентируемыми ЖК РФ и другими актами жилищного законодательства.

Теперь рассмотрим методы защиты прав в жилищной сфере более подробно.

Формы и методы защиты жилищных прав

Жилищные права граждан, помимо вышеуказанных форм защиты, имеют другие формы:

  • нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных прав (гл. 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);
  • защита жилищных прав органами управления жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья, домоуправлениями.

Стоит отметить, что защита прав в области жилья осуществляется не только судами общей юрисдикции, но и арбитражем. Кроме того, жилищные споры, которые вытекают из жилищных правоотношений, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (согласно закону «О третейских судах в Российской Федерации»).

Защита жилищных прав осуществляется и Конституционным Судом РФ (ст. 125 Конституции РФ) или уставными судами субъектов РФ. В их компетенцию входит проверка соответствия спорных нормативно-правовых актов вышестоящим нормативно-правовым актам.

Кроме того, в сфере отношений в области жилья соответствующие органы обладают весьма обширными полномочиями (ст. 14 ЖК РФ). Среди них можно отметить:

  • учет муниципального жилищного фонда;
  • регулирование размеров дохода и стоимости имущества для признания лиц малоимущими в целях предоставления им жилья из муниципального фонда;
  • ведение учета лиц, нуждающихся в жилье;
  • установление порядка предоставления жилья из специализированного фонда;
  • принятие решений про перевод жилого фонда в нежилой и наоборот;
  • согласование перепланировки жилья;
  • признание муниципального жилья непригодным к проживанию;
  • осуществление контроля по использованию и сохранению муниципального жилья и пр.

Гарантии жилищных прав граждан

Согласно международным договорам РФ каждый гражданин имеет право обращения в международный суд, в случае исчерпания таких методов как внутригосударственные конституционные средства правозащиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). К примеру, Европейский суд по правам человека.

Как уже упоминалось, жилищные права граждан могут быть защищены в административном порядке. В этом случае защита жилищных прав граждан осуществляется путем подачи лицом заявления (или жалобы) в вышестоящий орган (или вышестоящему должностному лицу). Однако это касается исключительных случаев, которые специально устанавливаются федеральным законодательством.

Не стоит забывать, что реализация результатов процедуры административной защиты – принятые по итогам административного обжалования решения, – можно также оспаривать в судебной инстанции.

Перечисленные способы по защите прав в области жилья – это не предел. Дело в том, что конституционные гарантии жилищных прав граждан позволяют им пользоваться и другими методами. Так, ЖК РФ и прочие федеральные законы, в частности ГК РФ могут устанавливать и другие меры по защите прав людей касательно жилья и регулирование жилищных правоотношений.

К примеру, ст. 14 ГК РФ предусматривает самозащиту прав граждан, к которым можно отнести в том числе и права жилищные. Меры самозащиты применяются для того, чтобы оградить неприкосновенность жилья. Однако самозащита обязана проводиться в правомерных рамках. То есть она должна отвечать 3-м условиям:

во-первых, гражданин, который защищает свои права, обязан являться бесспорным обладателем жилища;

во-вторых, метод самозащиты обязан быть соразмерен правонарушению;

в-третьих, самозащита не должна выходить за рамки деятельности, которая необходима для ее применения.

Ч. 4 ст.3 ЖК РФ устанавливает, что никого нельзя выселить из жилища или ограничить в правах пользования, кроме как на основании и в порядке, установленном ЖК РФ и прочими федеральными законами. Пожалуй, это самый фундаментальный и сакральный принцип жилищного законодательства, направленный на защиту прав населения в области жилья.

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnoe-pravo/zashhita-zhilishhnyh-prav.html

Сборник докладов Международной научно-практической конференции

Защита жилищных прав в административном порядке

Ефимова E. B.

Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция и др.).

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты — это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

Система защиты прав граждан, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством РФ, которым установлены как судебные, так и внесудебные процедуры защиты прав граждан.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц также могут быть обжалованы в судебном порядке.

Любой гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками жилищных отношений на территории Российской Федерации, в равной степени обладают правом на судебную защиту, если они полагают, что их жилищные права нарушены.

Согласно ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и законами субъектов РФ. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Защита жилищных прав осуществляется следующими способами:

  1. признания жилищного права;
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
  3. признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  4. неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  5. прекращения или изменения жилищного правоотношения;
  6. иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другими федеральными законами.

К иным способам, в частности, можно отнести защиту жилищных прав органами управления жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья, иных органов управления жилищными фондами.

Под жилищными спорами понимаются конфликтные ситуации, затрагивающие жилищные права и интересы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также воинских частей, учреждений и организаций, связанные с необходимостью защиты их субъективных прав по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Разрешение жилищных споров производится в административном (служебном) и судебном порядке (в порядке обжалования неправомерных действий (бездействия) должностных лиц и в порядке искового производства).

По жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Разрешение жилищных споров в административном (служебном, не судебном) порядке производиться путем рассмотрения писем, заявлений и жалоб по жилищным вопросам на заседаниях жилищных органов (жилищных комиссий), а также на приеме руководителя органа местного самоуправления или иного должностного лица посетителей по жилищным вопросам, например, начальником гарнизона (командиром воинской части) в отношении военнослужащих; заместителем главы администрации района, курирующем жилищную сферу.

Так, правительством Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 г.

№ 141-рп «О районных жилищных комиссиях» в целях обеспечения контроля за соблюдением прав граждан при рассмотрении вопросов, связанных с ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлением жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, при администрациях районов Санкт-Петербурга созданы районные жилищные комиссии. В состав районной жилищной комиссии могут входить заместитель главы администрации района Санкт-Петербурга, курирующий вопросы жилищного хозяйства; представители администрации района Санкт-Петербурга (жилищного отдела, юридического отдела, отдела здравоохранения), районного жилищного агентства, государственного учреждения «Горжилобмен», органов опеки и попечительства; представители других органов, общественных и иных организаций при необходимости.

Районная жилищная комиссия (далее — Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным администрацией района Санкт-Петербурга.

К полномочиям Комиссии относятся:

  • рассмотрение заявлений и документов, представленных гражданами в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и принятие решений о возможности принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо отказа в принятии на учет;
  • принятие решений о возможности предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма;
  • принятие решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • рассмотрение заявлений и документов, представленных гражданами в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и принятие решений о возможности принятия граждан на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, либо отказа в принятии на учет;
  • принятие решений о снятии граждан с учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий;
  • принятие решений о предоставлении гражданам освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах;
  • принятие решений о даче согласия на обмен жилыми помещениями, занимаемыми гражданами по договорам социального найма;
  • рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • рассмотрение обращений и жалоб граждан по вопросам, связанным с оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
  • рассмотрение других вопросов, связанных с ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлением жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
  • принятие решений о возможности предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга гражданам по договорам найма, за исключением жилых помещений в многоквартирных домах, построенных (реконструированных) в соответствии с утвержденным Правительством Санкт-Петербурга пообъектным распределением видов работ по отрасли «жилищное строительство», финансируемых в рамках Адресной инвестиционной программы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга, жилых помещений, переданных в государственную собственность Санкт-Петербурга инвесторами по инвестиционным договорам.

Решение Комиссии является рекомендательным для принятия правового акта администрацией района Санкт-Петербурга.

Однако жилищный орган (жилищная комиссия) и ее председатель не принимают окончательных решений по спорным жилищным вопросам.

Жилищная комиссия, рассмотрев жалобу, обязана подготовить рекомендации по ее разрешению на решение руководителя органа местного самоуправления или иного должностного лица.

Также к административно-правовому способу защиты жилищных прав относится прокурорский надзор.

Среди основных направлений деятельности прокуратуры за соблюдением законов в сфере административно-правовой защиты права на жилье выделяется1Лепех Ю. С. Прокурорский надзор как административно-правовой способ защиты права на жилье // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7.:

  • надзор за исполнением законов о порядке рассмотрения обращений граждан по вопросам жилищных прав;
  • надзор за исполнением законов о жилищных правах социальных групп, нуждающихся в государственной помощи и социальной защите (например, несовершеннолетних; безнадзорных, лиц, проживающих в общежитиях или не имеющих постоянного места жительства, лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере защиты права на жилье реализуется в двух формах:

  1. работа прокурора с обращениями граждан о нарушении органами государственной власти их права на жилье;
  2. инициативная проверка прокурором соблюдения законодательства о защите права на жилье.

Кроме органов прокуратуры, проверять выполнение нормативно-правовых актов, в том числе в области жилищных прав, имеют полномочия множество других государственных органов (например, государственная жилищная инспекция, осуществляющая контроль за использованием жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями).

Примером защиты нарушенных жилищных прав в административном порядке является предусмотренное ст. 23.55 КоАП РФ рассмотрение органами государственной жилищной инспекции дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями), ст. 7.

22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений) и ст. 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами) КоАП.

Рассматривать такие дела от имени органов государственной жилищной инспекции наделены полномочиями: а) главный государственный жилищный инспектор РФ, его заместители; б) государственные жилищные инспекторы РФ; в) руководители государственных жилищных инспекций субъектов РФ, их заместители.

Жилищные споры — это споры, вытекающие из норм жилищного законодательства. Данная категория дел не входит в категорию, которая имела бы тенденцию к сокращению.

В регулировании жилищных отношений и разрешении жилищных споров важное значение имеет Жилищный кодекс Российской Федерации, хотя аналогичной нормы по сравнению с ЖК РСФСР (ст. 156 «Порядок разрешения жилищных споров») он не содержит.

Порядок разрешения жилищных споров можно уяснить путем анализа ст. 11 ЖК РФ, а также норм Гражданско-процессуального кодекса РФ, норм Арбитражно-процессуального кодекса РФ и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, жилищные споры могут быть разрешены путем судебного или административного производства.

Решение государственного органа или органа местного самоуправления, принятое в порядке административной защиты жилищных прав, может быть обжаловано в соответствующий суд.

Источник: https://isfic.info/SPBU/konf05.htm

НарушенийНет
Добавить комментарий